ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собираются не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.
Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.
Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.
Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание сред ствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.
Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.
Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.
Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль "интепретатора", добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в достоверности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль "принимающего решение", готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.
Разновидностью слухов выступают сплетни.
Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.
Паника — такая форма массового поведения, когда людей столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.
Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.