ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собираются не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.

Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собира­ется для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание сред ствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным ка­налам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слу­хи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недо­статка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Сово­купность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздей­ствия слуха.

Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль "интепретатора", добавляя к новости собственные соображения. Третьи ока­зываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в дос­товерности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль "принимающего решение", гото­вого действовать в соответствии со слухом. Большинство же оста­ется в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилу­ющих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Но­вости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Паника — такая форма массового поведения, когда людей столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординирован­ные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Паника случается в экстремальных условиях: кораблекруше­ние, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция пани­ческих действий.