ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

Поясняющий пример

19-летний американский парень Рой любил играть на гитаре и посвящал этому все свободное время. Постепенно он образо­вал рок-группу, которая колесила по стране с концертами. Деньги потекли рекой. Рой стал миллионером, забросил учебу и начал всерьез задумываться о карьере рок-звезды. У него ис­портились отношения с родителями. Рой стал не в меру агрес­сивным и раздражительным. Рой с дружками вел безрассудный образ жизни.

Но однажды он понял, что катится в пропасть и попросил Христа: "Господи, если Ты меня еще любишь, сделай так, что­бы я возненавидел свою игру". Так и произошло. Рой встал на путь истины и через некоторое время ему удалось поправить дела в колледже. Он регулярно выступал в церковном хоре. Сегодня Рой ведет образ жизни истинного христианина. Люди искренне уважают его, а сам он ничуть не жалеет о произошедших с ним переменах.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или первокирпичши.

Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, создан­ие человеческими руками(их называют артефактами), паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполня­ют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Онитоже результат деятельности людей (и тоже артефак­ты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Немате­риальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия мате­риального посредника – галстука.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, те­ория относительности, идея равенства и справедливости, тради­ция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиноче­стве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекссовокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функцио­нально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одеж­да, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имуще­ства или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы вла­сти, системы вознаграждения, законы.

Сделаем вывод: культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название имартефакты, ибо это искусствен­но созданные вещи и идеи.