Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

АГЕНТЫ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Поясняющий пример. Диктатор

Цезарю за триумфальные победы в Африке присвоили звание диктатора. Но диктатор не равен повелителю Рима. Вольные рим­ляне не могли терпеть над собой повелителя, напоминавшего им царя. Однако Цезарь не претендовал на титул императора, т.е. повелителя Рима. Он устал унижаться перед сенатом, вымаливая у него нужные решения. Цезарь прекрасно понимал символич­ность должности диктатора, т.е. триумфатора и распорядителя Рима. Только император владел титулом божественной власти. Цезарь хотел быть царем и Рима, и Римской империи. Однако хитроумный сенат разрешал ему носить лишь титул повелителя Римской империи.

Часто происходит так: одну диктатуру свергают ради установ­ления другой, быть может, еще более жесткой. Замкнутый круг превращается в безысходный тупик.

Почему такое случается? Дело в том, что взявшиеся за уничтожение старой диктатуры обычно подвергают сомнению самую разумность принудительных норм, исподволь подготавливая ра­зумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. От­казав в разумности старой диктатуре, люди стремятся построить общество вообще безо всякого принуждения. Выходит анархия. Ее верный признак — отсутствие у граждан самоконтроля, ощуще­ние вседозволенности. Чтобы усмирить хаос, и вводится новая диктатура. Но, оказывается, и она обречена, ибо при ней не формируется менталитет самоконтроля.

Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, были оправданы общественным мнением по­тому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам. На смену им пришли большевики, по­началу строившие общество всеобщего равенства и свободы, но неизбежно пришедшие к очередной диктатуре в надежде усми­рить произвол гражданской войны и первых лет нэпа.

Сделаем главный вывод:самоконтроль – проблема сугубо соци­ологическая, ибо степень его развития характеризует преобладаю­щий в обществе социальный тип людей и складывающуюся форму государства. Итак: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом — диктатуры.

Внешний контрольсовокупность институтов и механиз­мов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Он подразделяется на неформальный и формальный.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существо­вало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В еди­ную систему социального контроля органично вплеталась ре­лигия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетание, рождение ребенка, достижение зрелости, обруче­ние, урожай), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социаль­ного контроля.

Нетрудно заметить сходство двух процессов в обществе – социализации и контроля. Так оно и есть. Субъектами воздействия в том и другом случае выступают агенты и институты.

Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период – в так называемых вождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, из­гнание из племени, отстранение от должности, а также всевоз­можные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффек­тивен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди – агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они — носители со­циальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменацион­ным оценкам, правительство – системе налогообложения и со­циальной помощи населению, государство – полиции, секрет­ной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Сделаем выводы: внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных правилах) и формаль­ный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обще­стве. У того и другого есть агенты и институты контроля.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

· жесткие,

· мягкие,

· прямые,

· косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санк­ций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сход­ное. Четыре метода контроля могут пересекаться.