ЭТНОТОПОНИМЫ

Среди разнообразных групп топонимов особое место принадлежит этнонимическим географическим названиям, или этнотопонимам. Они – живые свидетели, сохранившие до наших дней названия древних племен, народов и иных этнических единиц. Часто только по свидетельствам в топонимии можно найти факты существования забытых и исчезнувших народов. Изучая данные географические названия, исследователь неизбежно входит в сферы этнографии и этнической истории.

Распространение этнического названия на определенную территорию, занимаемую представителями определенного этноса, осуществлялось уже в самой глубокой древности. Поэтому этнотопонимы справедливо можно считать одним из древнейших типов географических названий. Начиная с ранних этапов цивилизации, этнические названия использовались в качестве территориальных обозначений. Это было связано с племенным землевладением, когда и народ, и местность назвались одним словом. Вспомним такие античные названия, как Галлия, Лузитания, Каледония, Иберия, Скифия и многие другие – все они несут в себе этнические названия.

Этнотопонимия – исторически активная категория. Территориальная приуроченность топонимов данной категории связана с историко-географическими причинами, где ключевыми являются расселение этноса, специфика этноконтактов, особенности хозяйственной деятельности.

Многие этнические наименования легли в основу названий стран (Польша, Чехия, Швеция, Германия, Лаос, и т.д.), административных единиц и иных объектов. Служившие центрами племенных владений поселения также получали этнотопонимическое наименование. Так, столица Франции Париж - от кельтского племени паризиев, британская столица Лондон по одной из наиболее вероятных трактовок - от кельтского племени лондинов, город Дрезден (Германия) – от славянского племени дрежданов, Франкфурт (Германия) – по народу франков (значение топонима «франкский брод»).

В некоторых регионах планеты этнонимы фиксируются в названиях рек. Так, крупнейшая река Южной Америки - Амазонка в среднем течении называется Солимойнс по наименованию индейского племени, североамериканские реки Иллинойс, Канзас, Айова, Оттава и многие другие имеют производные от этнонимов названия. Известнейшие названия Великих озер - Гурон и Эри также производны от наименования племен. Гуронами (по-французски «кабанья голова») европейцы называли индейцев виандотов за специфические головные уборы из голов и шкур дикого кабана, а этноним эри значит «дикие кошки».

Индейцы племен дакота (что значит «союзники»), юта («живущие высоко»), оклахома («красные люди») дали названия современным североамериканским штатам, а племена аппалачей («живущие у моря») – горам Аппалачам. По племени тукуруй названа одна из крупнейших ГЭС в Южной Америке.

Не всегда с точностью можно утверждать, что топоним берет начало от этнонима. Возможна и противоположная последовательность. Поэтому каждый топоним следует тщательно изучать. Так, было ли названо древнее финно-угорское племя ижора по одноименной реке или наоборот, этноним послужил источником названий?

Не менее сложно использовать этнотопонимические данные для реконструкции и восстановления былого расселения народов, известных по только по наименованию. Из летописей и иных исторических источников известны многие несуществующие ныне народы: чудь, весь, сумь, ямь, меря, ижора и другие, проживавшие на севере европейской части современной России. Данные летописи об этих народах очень скупы. Известно лишь, что они были финно-уграми. В этих условиях особую ценность приобретают топонимические данные: Чудское озеро, Череповец (в прошлом Череповесь), Большая Ижора, Мерский Стан и т.д.

Богатством и разнообразием отличается этнотопонимия Беларуси. Ее исследовал профессор А. Ф. Рогалев. По его подсчетам, на территории республики встречается около 70 этнических имен и их форм. Среди них такие, как болгары, дулебы, жемайты, литвины, москали, ляхи, пруссы, татары, ятвяги и многие другие. Большинство этнотопонимов связаны с широко известными и распространенными в письменных документах, исторических памятниках. Отдельные из них фиксируются на ограниченной территории или их функционирование ограничено хронологическими рамками (москали, ятвяги, кривичи, дреговичи и т.д.)

Как отмечает А. Ф. Рогалев, топонимическая продуктивность этнонимов Беларуси разнообразна. Есть основы, которые образуют целые ареалы и топонимические зоны (латыши, ляхи, татары). Другие встречаются единично (чехи, кашубы, немцы). Например, этнотопонимы Дулебы ведут свои истоки с начала VII века. Шедшие с юга и юго-запада переселенцы несли с собой наименование крупного восточнославянского объединения, занимавшего территорию в верховьях Западного и Южного Буга до нашествия авар. Под ударами кочевников часть дулебов переместилась в южную часть нынешней чешской территории, еще одна часть направлялась на юг, где в дальнейшем стала известной среди племен балканских славян, но часть дулебов продвинулась к северу и северо-востоку. Эта часть дулебского этноса и послужила основой для формирования таких территориальных групп восточных славян, как волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

Этнотопонимы Дайнова встречаются в западных районах Беларуси. Этноним дайнова тесно связан с именем балтийских племен – ятвяги, которые были активными участниками восточнославянской истории в течение трех столетий – с конца Х века до конца ХIII века. Территория ятвягов располагалась в междуречье Нарева и Немана. Название Дайнова появляется в документах Литовского князя Миндовга в середине ХIII века. Географические описания XIX века упоминают Дейновское княжество, существовавшее в юго-восточной части Лидского уезда до XIV века. В современном Лидском районе населенный пункт под названием Дайнова, считается центром древнего Дейновского княжества. Жителей княжества причисляли к славянскому населению, и даже специально оговаривали, что дейновцы ничем не отличаются от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный факт – славянизация потомков древнего народа ятвягов.

Великие литовские князья способствовали переселению в пределы своего государства татар. Первые крупные переселения татар в Великое Княжество Литовское произошли в 1391 и 1397 гг. Татары были размещены на р. Вилии, в Лидском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах. В основном это были добровольные переселенцы из Золотой Орды, волнуемой несогласиями и войнами. Многие семейства татар искали в Литве защиты под властью великих князей. Татарские поселения концентрировались на территории будущих Виленской и Минской губерний. Именно здесь находится ареал наиболее старых этнотопонимов, производных от этнонима татары: Татарка, Татаровщина, Татарские, Татарщина и Татары.

Распределение этнотопонимов Беларуси на географической карте связано с основными контурами транспортной сети региона и зонами стабильных этнических контактов в прошлом. Это течение Западной Двины, являвшейся на протяжении многих веков связующим звеном балтийского побережья с внутренними областями Восточной Европы. Скопления этнотопонимов характерны также для междуречья Днепра и Западной Двины (древний кривичский центр), окрестностей Минска и Слуцка, Верхнего Понеманья. Все это – наиболее значимые в этнической истории Беларуси регионы.