Европейская идея в новое время

Уже в раннем Средневековье в Западной Европе появляется стремление к объединению европейских народов либо посредством силы, либо путем убеждения (в этом и есть «европейская идея»).

Первым «объединителем» Европы можно считать короля франков Карла Великого, который в декабре 800 г. был коронован императором Римской империи. Границы его империи в силу исторического случая приблизительно совпадали с границами Европейского сообщества в составе первых шести государств

Вторую попытку предпринял один из германских королей Оттон I, создавший спустя полтора столетия (962 г.) Священную Римскую империю (с конца 15 в. – Священная Римская империя германской нации), которая просуществовала до 1806 г. Основная идея – объединение всех католиков, живущих в Европе (католический универсализм).

Таким образом, первенство в провозглашении идеи уникальности, единства и особой миссии Европы принадлежало католической церкви.

 

С развитием процесса секуляризации общества роль церкви как идеолога и проводника объединительной тенденции в Европе постепенно падала, однако именно христианство явилось одним из основных истоков гуманистического и пацифистского толкования «европейского единства».

 

Первые дошедшие до нас письменные проекты «единой Европы» относятся к началу 14 в.

Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери. Трактат «Монархия». Он мечтал о создании идеального государства, основанного на добровольном подчинении людей воле правителя, источником власти которого является воля Господа Бога, а не римского папы. Верховный правитель должен был управлять Европой, опираясь на своего рода федерацию подчиненных ему государств.

 

Гуманистически-пацифистская традиция европеизма получила свое развитие в пору расцвета Ренессанса или Возрождения

Первая половина 17 в. – европейский проект монаха и учителя математики в Парижском колледже немца Эмирика Крюсе. Призывал создать межгосударственную ассамблею, которая находилась бы в Венеции (под председательством папы) и объединяла как европейские христианские государства, так и нехристианские страны и регионы (Персия, Индия, Китай, Япония и северная Африка).

Уникальность проекта в том, что Крюсе видел основу мирового порядка в экономике. Главную роль в поддержании мира должно было играть наиболее заинтересованное в нем сословие – купечество. Государства должны были позаботиться о том, чтобы торговля облагалась умеренными налогами и пошлинами, а купцам была обеспечена безопасность. Важная роль в объединительном процессе отводилась и единой валюте.

 

Поздний период эпохи Возрождения – рождение еще одного направления европеизма, основной чертой которого был политический прагматизм.

Первый проект, основанный на идее «европейского равновесия» - «Великий план» герцога де Сюлли, министра финансов французского короля Генриха IV. Предлагал поделить Европу на 6 наследственных монархий, 5 выборных монархий и 4 республики. Европа должна была стать конфедерацией этих 15 равноправных христианских государств, примерно равных по территории и ресурсам, чтобы обеспечить максимально возможной равновесие между ними. Был прагматиком, и считал, что объединение Европы может быть достигнуто лишь при помощи военной силы. Главным препятствием на пути осуществления проекта он считал Габсбургов, которых следовало вытеснить из Германии, Италии и Испании коалицией европейских государств во главе с Францией. Франция должна была играть главенствующую роль в Европе после окончания «войны за объединение». Ключевым понятием новой карты Европы было понятие равновесие сил.

 

Голландец Гуго Гроций считал войны естественным и неустранимым состоянием человечества, но вместе с тем он считал абсолютно необходимым поставить международные отношения (включая и войны между государствами) в строгие рамки закона. Положил начало науке о международном праве.

 

Слабой стороной всех ранних проектов европейской конфедерации было то, что их осуществление ставилось в зависимость от доброй воли государей. Утопичность такого подхода была очевидна, поскольку реальные национальные интересы подталкивали государства к соперничеству и конфликтам.

 

«Европейские проекты» эпохи Просвещения

Англичанин Уильям Пенн- «первый европейский федералист». «Очерк о настоящем и будущем мире в Европе» - попытка соединить христианский гуманизм и пацифизм с прагматичным подходом, учитывающим реальную политическую структуру Европы, разделенной на множество государств.

Главный принцип, на котором должен базироваться мир, это справедливость. Основная идея – создание «Европейской лиги или конфедерации». Высший орган – собрание представителей европейских государств. Впервые высказал мысль о том, что объединенные европейские институты должны обладать определенными правами в отношении отдельных европейских государств.

Общеевропейское собрание должно было разрешать конфликты между державами в случае, если последние не могли решить их сами. Собрание должно было принуждать отдельные страны к подчинению и выполнению коллективных решений. В таком случае ни одно государство не осмелилось бы нарушить мир, зная, что оно столкнется неизбежно с объединенной мощью всех других держав. Вместе с тем Пенн подчеркивал необходимость защиты свободы национальных государств. Их суверенитет должен был быть ограничен лишь в вопросах поддержания мира. Во всех других областях их полномочия не должны были подвергаться никаким ограничениям.

 

Француз, философ и дипломат, аббат Шарль де Сен-Пьер – «Записка о сохранении вечного мира в Европе». Он обосновывал необходимость конфедерации европейских государств их сильнейшей взаимозависимостью.

Был четко сформулирован (уже не новый) тезис о равновесии сил как основополагающем принципе мирного устройства. Именно европейское равновесие – залог прочности конфедерации. + новым был другой тезис – в поддержании равновесия исключительно важная роль принадлежит дипломатии + детальная разработка договора о будущей европейской конфедерации, в состав которой должны были войти 19 европейских государств. Он предлагал созвать конгресс или ассамблею, где будут обсуждены проблемы европейского мира и заключен договор о конфедерации. Все державы Европы получат равные права по отношению друг к другу, что поможет предотвращать или устранять конфликты. Помимо конгресса, создать еще и арбитраж и суд. В качестве «последнего довода» должно было использоваться коллективное принуждение.

 

Великий французский просветитель Жан-Жак Руссо в 1761 г. опубликовал проект Сен-Пьера и написал добавление к нему под названием «Суждение о вечном мире».

Руссо поддержал идею о создании конфедерации европейских государств. Но если Сен-Пьер делал главный акцент на том, что государи должны понять объективную выгоду и пользу от предлагаемой конфедерации, то Руссо приходит к противоположным выводам – государи в силу своего положения не захотят отказаться от войны как инструмента политики, от возможности завоевания чужих территорий. Нереальны планы «уговорить» европейских правителей согласиться на создание федерации и на исключение войны из жизни Европы. Европейская федерация возможна лишь как итог и следствие революционной борьбы. Руссо верил не в союз монархов и правителей, а в союз европейских народов, в их совместную борьбу за свободу и справедливость.

 

Наибольший вклад в развитие идеи мира, основанной на международном праве, внес великий немецкий философ Иммануил Кант. 1795 г. – трактат «К вечному миру», написан в виде своеобразного дипломатического договора.

Война является естественным состоянием отношений между людьми, поэтому вывод – мир должно «устанавливать», т.е. необходимы договор, правовое соглашение, вводящее и гарантирующее состояние мира. Но для того, чтобы гарантировать его соблюдение, во всех странах Европы должно быть введено республиканское правление, основанное на принципах свободы и равенства всех граждан перед законом.

Проект Канта не был обычным федеративным планом. Речь шла о федерации особого рода – союзе народов или союзе мира - Договор между государствами должен быть подкреплен союзом между народами. Гуманистический проект, который связывал идею вечного мира с идеей переустройства каждого государства на республиканских началах.

 

18 век – век просветительства – трояким образом сказался на эволюции европеизма:

1) он внес решающий вклад в формирование европейской цивилизации как особого типа духовной и политической культуры

2) это был период интенсивного осмысления положения и роли Европы в мире, ее своеобразия и ее миссии

3) для него характерны напряженные размышления об устройстве самой Европы

Впервые четко выявляются два противоположных взгляда на положение и роль Европы в мире, два течения в европеизме:

- европоцентризм

- космополитизм или универсализм

 

19-й век начался амбициозной попыткой создать единую Европу силой оружия – ее предпринял Наполеон (не только завоевать, но и «унифицировать» Европу под французским господством).

Наполеон имел вполне конкретные планы переустройства Европы – после ее покорения. Создать единую Европу на конфедеративной основе, выработать единый общеевропейский кодекс (единое общее законодательство), создать европейский кассационный суд, единую армию, установить на континенте единую денежную систему, единую систему мер и весов и т.п. Во главе этой Европы должен был стоять император. Европейская федерация, подчиненная личной власти Наполеона.

 

19-й век – один из самых динамичных в европейской истории:

Как следствие – эволюция представлений о месте Европы в мире, резкое размежевание между консервативными и революционно-демократическими приверженцами «европейской идеи», между интернационалистами и националистами.

Волна консервативного европеизма (романтизация прошлого – до Великой французской революции)

Французский философ и политический деятель граф Жозеф Мари де Местр: спасение Европы – в восстановлении духовной и светской власти римско-католической церкви, воссоздании священной Римской империи во главе с папой.

Немецкий философ Гегель трактует европейскую историю в националистическом духе. Каждому политическому государству он приписывает некий особый «дух». Он восхваляет войну и героев войны, и отдает немцам превосходство в современной цивилизации. «Немецкий дух – это дух нового мира. Его цель – воплощение абсолютной истины».

 

Демократическая тенденция в развитии европеизма

Итальянский общественный деятель Джузеппе Мадзини. Попытка объединить освободительное движение в Европе, при этом большое внимание уделялось миссии Италии.. Попытался создать общеевропейскую революционную организацию путем объединения основанной им в 1831 г. организации «Молодая Италия» с созданными в начале 30-х гг. организациями «Молодая Польша» и «Молодая Германия». Итог: 1834 г. «Молодая Европа», один из программных лозунгов – единая Европа. Революционно-демократическое видение единой Европы.

 

Французский социалист-утопист Сен-Симон в начале 19 в. – свой проект преобразования европейского общества («Труд о всемирном тяготении»). Предлагал осуществить преобразование как через национальные парламенты, так и через органы общеевропейского управления. Он выделял три вида власти – национальные парламенты, выражающие частные интересы, общеевропейский парламент, представляющий общие интересы, и специальный орган, регулирующий отношения между ними. Европейская федерация не как простая совокупность государств, а как мирная ассоциация европейских народов.

 

40-60-е гг. 19 в. – пацифистское движение (проявлялось в созываемых мирных конгрессах)

1842 г. (или 1843)– Лондон – первая международная конференция мира

1867 г. – Париж – создана Лига Мира (позднее переименована в Общество друзей мира и свободы»). Но: очень слабое влияние на «реальную политику», но вместе с тем пацифистское движение оживило европейские идеи и проекты.

С пацифистским движением связано рождение идеи, являвшейся центральной в европеизме на протяжении всего ХХ в. – это идея Соединенных Штатов Европы. Впервые громко этот лозунг (СШЕ) был провозглашен выдающимся французским писателем Виктором Гюго на открытии третьего конгресса мира в Париже 21 августа 1849 г. (термин СШЕ стали употреблять еще до него, тот же Мадзини и др.). Его знаменитая речь стала в определенном смысле манифестом европеизма.

 

Вторая половина 19 в. – падение интереса к идее «единой Европы». Это было обусловлено как социальной поляризацией в западноевропейских странах, так и обострением международной обстановки. В Европе начали формироваться новые блоки и коалиции, нарастали противоречия между европейскими державами. Мир шел к Первой мировой войне

Вывод

1) от века к веку «европейская идея» становилась все более содержательной

2) при наличии общей основы «европейская идея» принимала в разное время – разное толкование: клерикальное, гуманистическое, пацифистское, консервативное, либеральное, националистическое, утопическое, социал-демократическое, европоцентристское

3) к началу 20 вв. сложилась евроцентристская концепция – представления об изначальном превосходстве европейской цивилизации