Организация как социальная система

 

Природа организации социальна не только потому, что социален объект воздействия. Экономическая деятельность всегда институционализируется и организуется. Институты структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия между людьми в процессе их совместной деятельности. Общество вырабатывает концепцию своего развития при заданных ограничениях, государство реализует ее через систему взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, регулирующих поведение организаций. Эта система мер должна обеспечить максимально возможный экономический эффект для всех. Взаимоотношения государства и организации – это взаимоотношения целого и части.

Общество не может существовать без организаций. Это элемент общественной системы. Условием создания и успешного функционирования организаций является осуществление некоторой целевой деятельности. С позиций системного подхода целенаправленное развитие любой организации предполагает наличие заданной целевой функции, которая и определяет специфическое целевое назначение ее в системе большего порядка. Такая функциональная специализация организаций обусловливает их внутреннюю структуру.

С позиций социально-управленческих дисциплин организация рассматривается как координируемое социальное образование, «некий социальный объект и одновременно активный коллективный субъект деятельности, источник организационного воздействия и место его приложения» [109, с. 132]. Существует множество определений организации как социальной системы: «объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил» [15, с. 46];«система сознательной координации двух или более людей, выполняющих разнородную деятельность, для достижения единой цели» (Ч. Барнард); «система принятия и реализации управленческих решений, где люди механизм принятия решений» (Г. Саймон);«система скооперированной и скоординированной деятельности с целью получения максимальной выгоды от взаимодействия с внешней средой» или«посредник во взаимодействии индивида со средой» (П. Лоуренс, Дж. Лорш) [109, с. 132].

Природа организации социальна не только потому, что она представляет собой феномен социального взаимодействия, но и потому, что производимый продукт (услуги), удовлетворяя потребности людей, также социален. Организацию создают люди, решая, таким образом, проблему эффективности своей жизнедеятельности. Достижение индивидуальных целей ставится в зависимость от результата деятельности организации. За это приходится платить частью своих индивидуальных свобод. С этой точки зрения «организация это обмен личной независимости на достижение цели» [25, с. 6].

Социальная природа организации вызвала необходимость появления межпредметной дисциплины «теория организации» или «системология организации». На становление теории организации как науки особое влияние оказали общая теория систем и общая теория управления. Свой вклад в развитие теории организации внесли такие науки, как социология, психология, культурология, экономика.

В настоящее время вопрос о разграничении двух межпредметных базовых дисциплин – общей теории управления (и менеджмента как ее составной части) и теории организаций не имеет однозначного решения. Можно выделить три различные точки зрения.

Многие отечественные ученые склонны считать, что теория организации выделилась из общей теории управления и является ее составной частью. По мнению большинства зарубежных ученых, теория организации сосуществует с общей теорией управления на теоретическом уровне и разграничение предметных областей до сих пор сравнительно условно. Но есть и третья точка зрения, согласно которой теория организаций – всеобъемлющее направление экономической науки, включающее такие разделы, как менеджмент, управление персоналом и синтез и анализ систем управления [107, с. 4].

По образному выражению Б. 3. Мильнера, исходная позиция авторов второй точки зрения состоит в том, что термин «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а термин «управление» – зачем и как воздействовать на объект. «Понимание организации создает основу для изучения управления» [58, с. 7]. И тогда центром исследования общей теории управления является деятельность, направленная на постановку целей организации (целеполагание) и их достижение (целеосуществление). В центре исследования теории организации – законы функционирования и развития организации как объекта и коллективного социального субъекта, имеющего особую природу и логику. «При этом способность к самовоспроизводству и развитию этого субъекта коллективной деятельности рассматривается как непременное условие целедостижения» [109, с. 191]. То есть без знания природы организации невозможно осуществить качественное целеполагание, равно как и целеосуществление. Ведь организация – это еще и самоорганизующийся объект. Поэтому состояние организации может рассматриваться «как фактор, определяющий не только ресурсы, возможности целенаправленной деятельности, способность к целедостижению, но и ограничения на эти процессы» [109, с. 191]. Последнее хотелось бы выделить особо: теория организации позволяет предприятию «понять себя», определить свой потенциал и увеличить его, а общая теория управления вооружает знаниями, как его использовать. Процесс целеполагания вообще отталкивается от некоторого баланса «угрозы – возможности» (внешняя среда организации) – «сильные – слабые стороны» (характеристика внутреннего ее состояния).

Таким образом, теория организации исследует природу организации как:

а) объекта с внутренней упорядоченной структурой, находящегося в диалектическом единстве с внешней средой, которая во многом и определяет ее специфическое целевое назначение;

б) коллективного социального субъекта, имеющего свою логику функционирования и развития в соответствии с заданной целевой функцией.

Теория организации изучает также организационно-правовые и организационно-экономические формы организаций, законы организаций, условия функционирования и развития организаций, принципы и методы их построения. Ведь прежде чем возникнуть как целостное образование, система проходит этап организации как процесса, деятельности по упорядочению всех элементов во времени и пространстве.

Для эффективного функционирования производственной организации как системы должны быть:

определены границы системы как целого (сколько и каких образующих элементов включает система);

определен потенциал системы как совокупность стратегических ресурсов;

исходя из имеющихся ресурсов установлена общая цель для всей совокупности элементов, образующих систему;

обеспечено подчинение цели каждого элемента общей цели системы;

установлены способы целесообразного взаимодействия с внешней средой и между элементами системы;

построена организационная структура, закрепляющая отношения субординации и координации между элементами системы;

разработана система контроля за реализацией целей и задач.

К вышеперечисленным можно добавить наличие ценностно-ориентированной формы деятельности элементов, соответствующей принятым в обществе морально-этическим нормам.

Ранее мы условились, что термин «предприятие» будет использоваться как синоним термина «производственная организация». Производственная организация – система социальная (по субстанциональному признаку), целеустремленная (по наличию целей), самоуправляемая (по признаку управляемости), сложная (по уровню сложности), открытая (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамическая (по признаку изменчивости).