Эпоха публичных музеев – конн XVIII нач XIX вв.

 

Воплощение духа просвещения – Французская энциклопедия – статья Дидро –«Лувр» предложение совместить коллекцию с академией.

Появление политических условий, необходимых для создания крупного публичного музея.

Ноябрь 1790 Национальная ассамблея национализировала имущество катол церкви, царя, и бежавших аристократов – значительные художественные ценности – в хранилища.

-комитет по разбору и каталогизации сокровищ

- отношение к памятникам старины – неоднозначное, зачастую многие произведения ассоциировались со старым режимом, церковью.

- непоследовательность политики правительства( Конвент) –в итоге массовое разрушение исторических памятников

- 1793 аббат Грегуар –депут Национального собрания – дектрет – о сохранении занков феодальной власти

- создание комиссии по сбору произведений искусства в королевских резиденциях

-1793 – новая Французская конституция – Образование должно стать достоянием всех, отсюда отношение к музеям

 

Лувр – сент 1792 – порешен Конвента – создание музея Франции, авг 1793 – открыт к годовщине революц

-переименован в центральный музей искусства.

- посещение 5 дней из декады – для художников, 3 – широкой публики, 2- санитарные

- огромная популярность – любимое место проминада всей парижской публики

- противоречие между формой размещения экспозиции и

- много рядная развеска, сгруппирован по школам, но размещен по декоративному признаку

- осн принцип – эстетическое восприятие.

- противник –Луи Давид(Смерть Марата) – проведие идеи национального музея.

- экспозиция в первую очередь должна быть видимой историей искусств.

- закрыт на реставрацию до 1801 года

 

Музей в монастыре малых августинцев – собрание конфискованных ценностей. Ренуар

-идея создать – музея монументальной скульптуры

- перенос из Сен-Дени надгробий французский королей

-назв - музей французских древностей и памятников, откр 1796г

-распределение предметов по столетиям- зал – образ культуры, истории того или иного века

- при поддержке правительства –экспонаты из вех департаментов Франции

- экспозиция не только в помещении, но и под откытым небом –Елисейский сад –надгробия выд деят

-памятники связанные с деятелями лишь французской культурой

- т.е значимость памятника не столько художественная, сколько мемориальная

- демонстрация появления национального сознания, в замен политического

- отсюда значение расположения памятника – важность контекста

- отношение и к реставрации – можно дополнить повреждённый памятник другим фрагментами

(надгробия Абеляра и Элоизы – воссозданы практически полностью)

- по приказ Людовика XVIII – музей закрыт и расформирован.

 

Появлен Национального Музея Естествознания – 1793 г в Париже , на основе королевского сада

-12 кафедр, посвящена конкретной науке – велись исследования ( пр Ламарк, Кьвье…)

 

Музей Науки и Техники – назв Национальная Консерватория Наук и Ремёсел –

- в здании монастыря – св Мишель в полях

- в основе – коллекции Жак Нотансона

- задача – наглядно объяснять устройство машин, обучать навыкам

-постепенно из центра обучения в хранилище технических достижений прошлого

– смена названия –Национальн Музей Техники

 

Провинциальные музеи – подчёркивалось политическое значение музея

- широк распространен копий с политических важных произведений искусства.

- организаторы – муниципальные советы, т.е политическ власть, раньше по инициативе обществ и частн лиц

 

Источники пополнения музеев-

- по началу конфискации частных коллекций

- потом – внешний источник - в 1794 из Бельгии работы Рубенс, Микеланджело

- из Нидерландов – т.к Париж –художественная столица Европы, во имя славы и прогресса искусства, доступны народу

- Италия – 1796 юридическое обоснование экспроприаций произведений искусства – вкл в договора, как условия мира

- в основном предметы античного искусства – взамен – гипсовые копии Лаакаон,Апполон Бельведерск.

- вступление конвоя в Париж – как триумф – лозунги

 

Декоративное убранство Лувра – эпоху империи – 4 медальона – вехи в развит миров искусства

-Египет, культов скульптур

- Греция –Апполон Бельвед

-Итал – Моисей Мекеладжело

-Франция – Милон Кротонский –декларац связь Франции с

- обосновать право Франции на эти культурные ценности

 

-май 1800г – Египетский поход – вывоз ценносте,

- создан в Каирск дворце – института Египта

- камень , перехвачен Англией.

 

С 1803 Лувр называеся – Музеем Наполеона ( до1814г).

Барон Виван-Денон – « око Наполеона», знаком Вальтер, Екатерина, Робеспьер

-музей начал самостоятельно зарабатывать деньги – продаж каталогов, гравюр, слепков

- осн средства – закупочная деятельность

- основаность на принципах полноты –

- превратился в величайший музей - шедевры из разных стран, разных культур

- 1 эт галер античн искусства – в осн по тематич признаку , особ ценн предметы – отдельн залы Лаакон,Апполон

- появлен залов под выставки – смена экспозиции, новинки

- отдельн зал – бюст Наполеона , картина Рубенса –Триумф победителя, знамёна, флаги – политич значение

 

Провинциальные музеи –

-распределение предметов из Парижа по провин музеям 1801 – декрет – по муниципальн музеям

- переполнение хранилищ Лувра

- до 1811 года, нетолько во Франции, но и в Брюссель, майнц

 

Италия – конфискация церковн имущества, закрытие монастырей

- на основании хранилищ конфискованного

Галерея Брера – откр 1809 г – в помещен дворца, любим музей кор Итал Богарне

Сам представительное Итальянское Квадроченто - религиозн характер живописи(конфискат)

 

Нидерланды – 1800 г неподалёк от Харлема – откр Национальная Художественная Галлерея – Хейс-тен-Босх

- чтобы сохранить от вывоза во Францию

- Амстербам (Людовик Бонапарт с Гааск коллекцией) Королевский музей

С 1817 – Имперский музей – центральный музей Нидерландов

Испания – 1785 г в парке Прадо – нач возвед здания для музея, инициатором –Карл III Бурбон (после Итал)

- осн направл рабоы- сохранение, публичное наслаждение от созерцание, упрощен работ преподавателей

- после вторжения французов Жозеф Бонапарт 1809 намерение создать публичный музей –Музей Жозефа

- Веллингтон – перехват вывозимую коллекцию

1819 – открытие Королевского( а не государственный) музея в Прадо – не полностью публичный харрактер

-принцип отбора экспозиции – 311 из королевской коллекции (доступ 2 раз/нед, не в дождлив погоду)

-ни какой обнажённой натуры –Санта Круз вместо сожжения– Секретная галерея

1864 г Прадо – Музей гор Мадрида – все черты публичного музея.

 

Падение Наполеона – повлияло на музейн мир – по Парижскому договору –

Лувр музей неизменный – собранные в одном месте произведения искусства наилучшим образом

Для поддержки династии восстановленной – не вывозмить

Не выставляющиеся произведения – возвращены или оплачаны

Силльнее всего на реституции настаивали герамнские государства

 

1815 году – 100 дней Наполеона

-все художественные трофеи были признаны подлежащими возврату

- составление списков – ок 5ооо наименований, половину вернули

- сложности реституции – в итальянских договорах перемещение ценностей зафиксировано.

- полностью нетронуты оказались муниципальные музеи

- многи пердметы несколько раз сменили своего владельца

 

Гессенск ландграф – спрятал коллекцию из Касселя в домике лесника, - Жозефина – кассельская галерея, в марлезонском дворце. Наследники продали часть коллекции Александру I -38 картин и 4 стутуи( снятие с крестаРембранта , бокал лимонада, )

 

Возвращение на родину зачастую в публичные музеи, а не в частные собрания. Сеть национальных музеев.

 

Новым господствующим направлением становиться романтизма, и если музей для просветителей – это образовательный инструмент. Музей как центр науки и культуры. Романтики же воспринимают искусство по новому. Происходит сакрализация искусства, в замен рационального отношения. Храм искусств.

-отражение – в построении экспозиции – статуи устанавл на высок пьедесталы , исчезают ограждения картин, роскошные ливреи служителей музея

-в архитектуре – стиль классических храмов - портик, фронтон, колонны, высокий стилават – лестница.

 

Политическая функция музеи – символ национальной славы

-как образец – Музей Наполеона

 

Людовик I кор Баварский (после гранд тура по Европе) решен создан в Мюнхене музей полностью посвящен античной культуре.

-1910 –приобритен - медуза и отдыхающий фавн – наиб знаменит эпохи эллинизма

- в ходе реституции – многие аристократические семьи получившие право не реституцию, но не имевшие возможности перемещать скульптуру –продавали прямо в Париже

- Мюнхенская глиптотека –собрание скульптуры. Строился именно как музей. 1 этаж классич храм с центр портик, 8 ионическ колонн.

- не вполне публичный музей, переходная форма

1846 строит– здание Старой Пинокатеки – по мотивам Итал палацоо эпохи Возрождения.

Новая Пинокотека – собрание современных немецких мастеров

-

 

Новые формы музеев – панорамы – плоскостное изображение по кругу –объём 1787г шотландск Вид Эдинбурга

1799 – панорамы в Париже – изображения природы

– 1831 в помещениях Ротонды – битва при Наварине, + звуковые эффекты, часть палубы, воск фигуры.

Диарама – как вид публичной живописи, находящейся в музейном поле.

Музеи восковых фигур – 1780 г во Франции - салон. Первоначальн –изображен королевской фамилии, знам преступник

Дочь бежала–мадам Туссо в Англии

 

Итого – музей становиться неотъемлемой частью культуры.

-расширяется их география

- происходит их специализация

- сам главн что музеи становяться публичными – как форма сществующая для публики, зачастую на средства публики .

- принцип публичности начинает определять саму деятельность музея

 

 

Музеи XIX – ХХ веков – процесс социализации

-осн черты музейного института сохраняются в неприкосновенности

- эпоха распространения скорее вширь, чем изменения по сущности

 

Сер XIX века – развитие промышленности, и колониализма –

- появлен – музеев декоративно – прикладного искусства

- колониальн музеев, впоследствии этнографические

 

Всемирные выставки – после закрытия выставки коллекции давали начало музеям

1851 г Лондон Гайдн парк – павильон –Хрустальный дворец – метал, стекло. За 120 дней – 6 млн чел

-решен постоянное экспозиц – строительство, создан департамента прикладных искусств

- задача оказывать поддержку современному искусству, воспитать вкус.

- идея улучшения жизни путём художественного образования, повышен эстетич качества жизни.

 

Повышение эстетического уровня окружающей действительности.

Рёслинг – восстановить художественный уровень предметов только что появившегося ширпотреба

-организация музеев промышленного искусства

- музей мануфактуры –позже Южно Кенсингтонский музей науки и искусства – Музей Виктории и Альберта

Крупнейшее в мире собрание предметов декоративно – прикладного искусства.

- первыми начали проводить в своих стенах уроки , сотрудничать со школами.

 

1863 – музей искусства и промышленности Вене,

Музей прикладного искусства в Берлине, музей при училище барона Штиглица в Петербурге.

 

Этнографические – предметы после колониальных выставок. Колониальные музеи.

- рекламных характер выставок – сформировать положительный образ колоний,

- подача материалов – не только сырьё и драгоценности, но и театрализованные представления, подлинные постройки, или их точные копии.

 

Бельгия –музей Конго, Амстердам – музей тропиков, Париж – музей колоний.

-задача – создать представление о естественности процесса колонизации, колониальная экспансия, как естественное развитие государства.

 

Принципиально новый тип музейного дела – музеи под открытым небом – Скансены

-основатель швед Хаземиус – территор в Стокгольме – из имни сбственного стало именем нарицательным

- концепция сохранения традиционной культуры, отождествлявшаяся с национальной.

- именно в Скандинавии – не сформировалось прослойки культурной отличн от осн населения.

- идёт процесс урбанизации, утрата традиционн культурн стереотипов, характерной для сельской жизни.

- необходимо сохранить исчезающ культуру.

- первоначально собирает предметы традиционно 1876 – Скандинавская этнографическая коллекция.

Сейчас-Северный музей – крупнейший этнографически

- планы – живой музей, какв реальной жизни , вписанный в природн ландшафт

- приобрёл участок земли – 1.5 га – 2 дер дома 1 каменн, стойбище саамов1791г

- 1792 – значит расширение – территории, животных, создание вживую ремесл поделок

-целые фермы с традиционным инвентарём, национальная одежда, театр, церковь, кафе(нонсенс)

-принцип новое- совмещение –отдых и просвещение

 

1901 Копенгаген, 1904 Норвегия, 1912 Нидерланды, к 18 году – в Европе более 100 подобн музеев.

 

Новаторск идеи, означающ пересмотр концепта наследие – включили традиционную культуру( сельской общины, реалии повседневной жизни) не только изящные искусства.

Традиционная культура в качестве национальной идентификации.

Попытка представить цельный образ национальности – через бытовую жизнь, а не только изящн искуств

Попытка вписать в ландшафт – мягкая музеификации (сохранен предмета в своей среде)

Использование непредметных форм в музейной среде – танцы, песни

Помогло расширит аудиторию

Стратегия –ориентация на случайного посетителя, не подготовленного - объяснить и заинтересовать.

 

Направление – экомузей. Скансены, как предшественники.

Первые музеи под открытым небом были посвящены традиционной сельской культуры

Но урбанизация меняла и облик городов, попытка сохранить

Датский гор –Оркус –Старый город – с 17 по 19 в 2-3 этажн особн, ремесл мастерск, школа, театр

Воссоздан интерьеров, выставки ремёсел, гор жизни.

Популярность связанная с повседневн жизнью, расчит на сам штирок круг посетителей ,

Пример демократизации культуры и демократизации музейной деятельности.

Идея социальной вовлечённости музея, участие в жизни общества.

 

1909 дан музей в НьюДане –Уныние музеев. Новый музей – полезный музей

-попытка оценить эффективность музея, оценив полезность из 600 -80-т

- концепция полезного музея – благотворное воздействие на окружающее сообщество – досуг, обучение

-улучшение эстетического восприятия среды, красота в повседневной жизни.

- деятельнсть музея должна быть связана с потребностями община

- динамичность измене потребности –

- музейная социология – изучить посетителя, знать его потребности