Английский театр

Тема 7. Театр Нового часу.

Головні стилістичні течії епохи – романтизм та реалізм.

Англійський романтизм. Є.Кін. Драматургічна творчість Ч.Діккенса, Б.Шоу.

Французький театр. Водевіль: Е.Лабіш, Д.Скріб. Акторські особистості: Ж.Коклен, С.Бернар. Розвиток драматургії: О.Бальзак, Е.Золя, А.Дюма (батько та син), браття Гонкур, Є.Ростан.

Російський театр. Зародження національної драматургії. Александринський театр. Малий театр. Започаткування МХАТу. Оперний та Большой театри.

Существующие в социальной жизни XIX века противоречия определяли сущность театральной культуры этого периода. Поскольку театр как экономически, так и политически зависел от хозяев буржуазного мира, то условия для его развития были самыми неблагоприятными. Двумя основными художественными направлениями в искусстве XIX века были романтизм и реализм.

Главной чертой мировоззрения романтиков было представление о трагическом разрыве между идеалом и реальной жизнью. Поэтому в их среде так было популярно отрицание действительности и стремление уйти от нее в мир фантазии. В жанре романтизма выявились довольно четко две тенденции, которые и определили два направления романтического течения: одно выражало настроение демократически настроенной части общества (теория национального гения - Байрон Шелли – в Англии, Мицкевич – в Польше, Пушкин – в России, Гюго – во Франции, Гейне – в Германии).

Другое направление– чувства и переживания ощущавшей свою историческую обреченность дворянской аристократии.

Наряду с романтизмом, формируется реалистическое направление, которому суждено было сыграть решающую роль в развитии драматургии и сценического искусства второй половины XIX века. Пришедшая к власти буржуазия создавала свое искусство. Бунтарская неистовость романтизма была заменена проповедью буржуазного здравого смысла. Этот реализм, лишенный критического отношения к жизни, не давал глубокого раскрытия сути жизненных явлений и заменял подлинную правду поверхностным правдоподобием. Такой театр воздействовал на зрителя не столько истинностью изображаемых характеров и страстей, сколько высокоразвитой техникой драматургии и актерского мастерства. Усилилась развлекательная роль театра, а доминирующими жанрами стали водевиль и оперетта.

Романтическое направление в театральном искусстве олицетворял талантливейший актер-трагик Эдмунд Кин. Последней работой великого актера стала роль Отелло. Произнеся фразу: «Закончен труд Отелло», сорокашестилетний актер потерял сознание и упал. Через три недели его не стало. Смерть Кина положила конец романтическому направлению в английском театре.

С именем писателя Чарльза Диккенсасвязан переход английского театра от классицизма к современной драме.

В конце XIX века начал свою творческую деятельность знаменитый английский писатель, прозаик и драматург Джордж Бернард Шоу. Известнейшей пьесой Шоу стал «Пигмалион», антиромантическая комедия, написанная специально для актрисы Патрик Кэмпбелл. По ее мотивам написан мюзикл «Моя прекрасная леди». Шоу, ставший воплощением английского остроумия, всего создал более 50 произведений для театра. Когда великий драматург скончался, театры во многих странах мира погасили огни в знак скорби.