Немецкий театр

Немецкий театр в XVIII веке внес большой вклад в мировую культуру.

После многочисленных воен Германия оказалась отброшена назад в экономическом и культурном отношении. В Германии не создавали свою культуру, немецкие феодалы покупали плоды французской. В Германии в эти годы началось формирование интеллигенции. Эти люди, опираясь на достижения в искусстве других народов, пытались создать собственную культуру.

Просветительский классицизм, который так был популярен во Франции, не прижился в Германии. Но элементы его можно наблюдать в творчестве Лессинга, теоретика театра и драматурга. Трагедия «Эмилия Галотти», комедия «Мина фон Барнхейм». Гейне называл Лессинга «наша гордость и наша любовь». Писатель внес в немецкую драматургию великую освободительную идею, силу и самобытность. Уже в последние 10 лет жизни Лессинга застой в общественной жизни Германии сменился движением, былое законопослушание – бунтом. В Германии даже возникло литературное направление, названное «Буря и натиск».

Штюрмерство (так называли вышеупомянутое литературное движение) несло в себе сентиментализм с некоторыми чертами предромантизма. «Бурные гении» ввели понятия общественного фона и национального колорита, которые впоследствии по всей Европе утвердились при помощи романтизма, пропагандировали живой народный язык, а также пытались писать немецкие драмы в шекспировском стиле.

Самым известным из «бурных гениев» был Иоганн Вольфганг Гёте. Был знаком с И.Гердером. В 24 года в Страсбурге он создал свою первую, получившую широкую известность пьесу под названием «Гёц фон Берлихинген». Это была самая первая немецкая историческая драма, в которой рассказано о жизни целого народа. Это произведение стало основополагающим при формировании новой литературы. Последующие пьесы значительно уступали ей до написания пьесы «Эгмонт» - тоже о реальном историческом лице. Знаковую трагедию Гете «Фауст» трудно отнести к какому-либо периоду творчества Гёте. Она считается итогом всей его жизни и воплощением центральной темы творчества. А. С. Пушкин говорил об этой пьесе: «Пьеса „Фауст“ – величайшее создание поэтического духа; она служит представителем новейшей поэзии, точно так как „Илиада“ служит памятником классической древности». Афоризмы: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них вступает в бой», «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

В эпоху Просвещения в Германии, кроме Гёте, был еще один талантливейший драматург. Его звали Иоганн Кристофор Фридрих Шиллер. Когда маленькому Фридриху исполнилось 13 лет, его насильно зачислили на юридический факультет только что созданной Академии Карла (герцога). Годы, проведенные в академии под надзором герцога Карпа Евгения, зародили в душе юноши неиссякаемую ненависть к тирании. Эта ненависть и стала самым главным стимулом его творчества. Пьесу «Разбойники» Шиллер начал писать еще в академии. В 1781 году Шиллер тайно перешел границу с соседним герцогством. В городе Мангейм он предложил свою пьесу театру. В январе 1782 года состоялась премьера. Шиллер торжествовал. Публика на просмотре спектакля просто неистовствовала. Премьеры последовали одна за другой. 15 апреля 1784 года публика увидела «Коварство и любовь» (в первоначальном варианте это произведение называлось «Луиза Миллер»). Успех второй пьесы был просто ошеломляющим. Три произведения того периода похожи между собой пафосом страстей, юношескими порывами и максимализмом. Они имели успех у зрителей потому, что в то время такие эмоции в немецкой драматургии были исчерпаны. Революционные темы не один раз были использованы драматургом в своих произведениях. Революции была посвящена пьеса «Вильгельм Телль». Трагедию «Мессинская невеста» Шиллер написал в стиле классицизма. Но в этом он пошел несколько дальше, чем Гёте. Стараясь восстановить некоторые формы древнегреческого искусства, он ввел в свою трагедию хор. Тем не менее, предисловие, написанное Шиллером, показывает и социальные мотивы, которыми руководствовался драматург. По его мнению, античный хор вполне естественно олицетворял народное начало трагедии. В 1800 году Шиллер создал трагедию «Мария Стюарт». В этом произведении было сконцентрировано все, чего Шиллер и немецкая драма достигли к началу XIX века. Драматург называл пьесу «Мария Стюарт» аналитической драмой. Шиллер умер в возрасте 46 лет от туберкулеза.

 

Темы сообщений:

1. Эдмунд Кин.

2. Драматургия Ч.Диккенса и О.Бальзака.

3. Бенуа Коклен

4. Сара Бернар