Долитературные формы театра.
СПИСОК ДРАМАТУРГИИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2. Народная драма «Царь Максимилиан» («Царь Ирод»).
3. Эсхил «Прометей Прикованный».
4. Софокл «Царь Эдип».
5. Еврипид «Медея».
6. Аристофан – любая комедия на выбор.
7. Плавт – любая комедия на выбор.
8. Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»).
9. Шекспир - одна из комедий, одна из трагедий, одна из хроник на выбор.
10. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».
11. Бомарше «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».
12. Гольдони «Слуга двух господ», «Трактирщица».
13. Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Турандот».
14. Гете «Фауст».
15. Шиллер «Коварство и любовь».
16. Ростан «Сирано де Бержерак».
17. Метерлинк «Синяя птица».
18. Шоу «Пигмалион».
19. Гауптман «Потонувший колокол».
20. Ионеско «Носороги».
21. Жене «Служанки».
22. Беккет «В ожидании Годо».
23. Ануй – любая пьеса на выбор.
24. Уильямс «Трамвай «Желание».
25. Островский «Бесприданница», «Гроза».
26. Лермонтов «Маскарад».
27. Котляревський «Наталка-Полтавка».
28. Квітка «Сватання на Гончарівці».
29. Кропивницький – будь-яка п’єса на вибір.
30. Старицький – будь-яка п’єса на вибір.
31. М.Куліш «Мина Мазайло».
32. Франко «Украдене щастя».
33. Карпенко-Карий - будь-яка п’єса на вибір.
34. Леся Українка «Кассандра».
35. Чехов «Чайка», «3 сестры», «Вишневый сад».
36. Толстой «Власть тьмы».
Визначення первинних театральних форм. Елементи театральності в обрядах та ритуалах первісної культури. Театральний синкретизм.
Особливості театру давніх цивілізацій. Театр Давньої Індії. Театр Давньої Японії. Театр Давнього Китаю. Праслов’янський театр.
Произведением театрального искусства является спектакль - определенным образом организованное действие, развертывающееся во времени и пространстве, когда актер предстает перед зрителем, действуя (один или в коллективе) от лица созданного им художественного образа. В отличие от всех прочих видов искусства, произведение театрального искусства — спектакль — не сохраняется в качестве памятника искусства, по которому мы могли бы судить об историческом прошлом явления.
Жизнь театрального спектакля относительно кратковременна, ибо даже при современной технике фиксация отдельного спектакля — крайне трудное и мало эффективное предприятие. Кроме того, нельзя забывать, что даже самая точная фиксация спектакля не может сохранить процесса непосредственного восприятия зрителем искусства актера, непосредственной реакции зрителей на это искусство и процесса взаимодействия между актером и зрителем, одним словом того, что создает неповторимую атмосферу данного представления.
Памятники театра, по которым мы можем судить об отдельных этапах его истории, носят либо изобразительный характер, либо существуют в виде отдельных записей, описаний и воспоминаний зрителей-современников, видевших спектакль.
Мы располагаем прежде всего археологическими и этнографическими памятниками, к-рые носят относительный характер.
В современном представлении история театра связана с драматургической литературой, иногда с историей сценических представлений. Но в истории театра были периоды, когда он существовал как отдельное искусство, в меньшей мере связанное со словом. Именно с таких эпох начинается история театра практически у всех народов.
Первичные формы театра синкретичны, связаны с обрядовостью и ритуальностью.
Возникновению театрального искусства в самой его элементарной форме предшествует «предтеатральная» трудовая деятельность, когда вырабатываются определенные навыки и когда возникают предпосылки для дальнейшего развития. Этой деятельностью и стала охота. Охота была формой труда, свойственной прежде всего мужской половине общества... Театральное искусство оказалось исторически связанным именно с мужским трудом.
Первые элементы театральности связаны с маскировкой под объект охоты (первобытный охотник, в целях более успешной охоты, надевал на себя шкуру животного вместе с его головой или только голову животного (а впоследствии заменявшую ее маску и искусственно изготовленный костюм) и в таком преображенном виде подкрадывался к животному). Среди памятников изобразительного искусства эпохи верхнего палеолита имеется довольно значительное количество изображений, которые представляют собою какие-то странные существа получеловеческого-полуживотного характера. Археологи усматривают среди них человека с головой лошади, медведя, быка, верблюда, серны и т. д.
1)С помощью первого способа перевоплощения в другое существо – маскировки - человек развивает и совершенствует свои имитационные способности, стремясь как можно точнее передавать поведение того или иного животного.
2)В дальнейшем маскировка развилась в охотничью пляску. Охотничья пляска полностью сохраняет форму преображения в животное, исполнители – будущие охотники. Процесс пляски – это образное отражение действительности (т.к. он происходит не во время, а перед или после охоты), мысли и чувства исполнителя заняты исполнением «роли» в соответствии со «сценарием», имеются и зрители. Главное отличие ее от театрального искусства – то, что она не рассчитана на эстетическое воздействие.
3)Новый этап дотеатрального развития – тотемические пляски. По представлениям первобытного человека животные «все равно что люди», а люди в свою очередь считают себя животными, то, очевидно, переход из одного мира в другой, превращение животного в человека и обратно, превращение человека в животное, птицу и т. д. якобы не представляют никакого затруднения и логически вытекают из мировоззрения первобытного человека.
В сказках животному, зверю или птице, чтобы стать человеком, якобы достаточно снять шкуру или оперение. Человеку, для того, чтобы принять образ животного или птицы, очевидно, достаточно облачиться в соответствующую шкуру или оперение. По своей форме тотемические пляски напоминают нам пляски охотничьи: во время этих плясок человек, преображаясь в то или иное животное, изображает последнее в действии.
Отличие одной пляски от другой заключается в том, что члены каждого тотемического союза подражают действиям, походке и внешности своего тотема. Наряду с известными по охотничьей маскировке приемами преображения в животное в тотемической пляске уже не разыгрывается процесс охоты, героем представления становится животное само по себе — его повадки, происшествия, происходящие с ним самим. Поскольку преображение в животное отныне осознается человеком, как якобы происходящее в действительности, поскольку исполнитель теперь вполне сознательно действует от лица образа, отчего его исполнение, естественно, приобретает более эмоциональный и темпераментный характер, воздействие исполнителя на зрителей становится более сильным, а восприятие его искусства — также более эмоциональным. Появляется эстетический элемент искусства, возможность зрителей наслаждаться им. В тотемических плясках обнаруживаются попытки создания элементарного художественного образа. Внешняя форма преображения становится все более условной, более антропоморфной.
4) С развитием общества – неолитической революцией – охота начала уступать ведущую роль земледелию. В отличие от охоты, где все охотники выполняют одни и те же действия, земледельческий труд, во-первых, всеобщий, а во-вторых, более дифференцирован. Поэтому основная тема идеологии – плодородие и связанный с ним культ предков. Появляется новый художественный образ – человека, сородича, предка.
Убедившись на практике в полной своей способности и умении при желании и необходимости превращаться в иное существо — животное, человек переносит эти свои навыки и на себе подобных. Для передачи образа человека, который с течением времени становится все более сложным, еще в большей степени от исполнителя требовалась и наблюдательность, и особые умения, и самый настоящий актерский талант: воспроизводить теперь приходилось образ гораздо более психологически сложный, чем образ животного.
5) В период распада родового общества зачатки художественного образа в элементарных театральных представлениях все более и более усложняются и все более и более становятся созданием творческой фантазии первобытного художника. Появление новой формы мировоззрения, анимизма, вызывает к жизни множество самых разнообразных и неизвестных ранее образов, образов различных благожелательных и злокозненных духов. Борьба между различными силами природы олицетворяется в виде этих двух групп духов, что способствует зарождению конфликта в элементарных театральных представлениях. В этот период обнаруживаются зачатки специализации: заниматься театральным искусством и участвовать в представлениях теперь могут только особенные члены общества, объединенные в так называемые тайные союзы – шаманы. Элементы театрального искусства по форме становятся теперь настолько сложными, что для своего освоения требуют отныне длительной подготовки.
Здесь же впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра – идеологическая. Близость к богам дает жрецам власть; для того, чтобы ее поддерживать, необходимо формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т.е. коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.
Темы сообщений на следующее занятие:
1. Зачатки театрального искусства в Древнем Египте.
2. Зачатки театрального искусства в Месопотамии.
3.Древнеиндийская драматургия. «Шакунтала».
4.Древнеяпонская драматургия. «Месть 47 ронинов».
Блиц-опрос «Долитературные формы театра»
1. Что является произведением искусства театра? (Спектакль).
2. В чем отличие произведения театрального искусства от всех остальных произведений искусства? (Не сохраняется в качестве памятника искусства).
3. Какова первая предтеатральная трудовая деятельность? (Охота).
4. Первый элемент театральности в древнем мире, связанный с охотой? (Маскировка).
5. Дальнейшая форма развития театральности после маскировки? (Охотничья пляска).
6. В каких формах впервые проявились попытки создания примитивного художественного образа? (В тотемических плясках).
7. Какой художественный образ появляется с неолитической революцией? (Образ человека, соплеменника, предка).
8. Какие художественные образы вызвало появление анимизма? (Добрых и злых духов).
9. Как впервые проявились зачатки специализации в дотеатральном искусстве? (Появление шаманов, жрецов).
10. Какая важнейшая социальная функция театра сформировалась в древнем мире? (Идеологическая).