Д И Н А М И Ч Е С К И Е П Е Р Е М Е Н Н Ы Е

У К А З А Т Е Л И.

Операционная система MS - DOS все адресуемое пространство делит на

сегменты. Сегмент - это участок памяти размером 64 К байт. Для зада-

ния адреса необходимо определить адрес начала сегмента и смещение от-

носительно начала сегмента.

В TURBO PASCAL определен адресный тип Pointer - указатель. Пере-

менные типа Pointer

 

var p: Pointer;

 

содержат адрес какого - либо элемента программы и занимают 4 байта,

при этом адрес хранится как два слова, одно из них определяет сег-

мент, второе - смещение.

Переменную типа указатель можно описать другим способом.

 

type NameType= ^T;

 

var p: NameType;

 

Здесь p - переменная типа указатель, связанная с типом Т с помощью

имени типа NameType. Описать переменную типа указатель можно непос-

редственно в разделе описания переменных:

 

var p: ^T;

 

Необходимо различать переменную типа указатель и переменную, на

которую этот указатель ссылается. Например если p - ссылка на пере-

менную типа Т, то p^ - обозначение этой самой переменной.

Для переменных типа указатель введено стандартное значение NIL,

которое означает, что указатель не ссылается ни к какому объекту.

Константа NIL используется для любых указателей.

Над указателями не определено никаких операций, кроме проверки на

равенство и неравенство.

Переменные типа указатель могут быть записаны в левой части опера-

тора присваивания, при этом в правой части может находиться либо

функция определения адреса Addr(X), либо выражение @ X, где @ - унар-

ная операция взятия адреса, X - имя переменной любого типа, в том

числе процедурного.

Переменные типа указатель не могут быть элементами списка ввода -

вывода.

 

Статической переменной (статически размещенной) называется описан-

ная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществля-

ется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных

определяется при компиляции программы.

В отличие от таких статических переменных в программах, написанных

на языке ПАСКАЛЬ, могут быть созданы динамические переменные. Основ-

ное свойство динамических переменных заключается в том, что они соз-

даются и память для них выделяется во время выполнения программы.

Размещаются динамические переменные в динамической области памяти

(heap - области).

Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных

и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осу-

ществляется с помощью указателей и ссылок.

Работа с динамической областью памяти в TURBO PASCAL реализуется с

помощью процедур и функций New, Dispose, GetMem, FreeMem, Mark,

Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf.

Процедура New( var p: Pointer ) выделяет место в динамической об-

ласти памяти для размещения динамической переменной p^ и ее адрес

присваивает указателю p.

Процедура Dispose( var p: Pointer ) освобождает участок памяти,

выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и

значение указателя p становится неопределенным.

Проуедура GetMem( var p: Pointer; size: Word ) выделяет участок

памяти в heap - области, присваивает адрес его начала указателю p,

размер участка в байтах задается параметром size.

Процедура FreeMem( var p: Pointer; size: Word ) освобождает учас-

ток памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер -

параметром size. Значение указателя p становится неопределенным.

Процедура Mark( var p: Pointer ) записывает в указатель p адрес

начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.

Процедура Release( var p: Pointer ) освобождает участок динамичес-

кой памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой

Mark, то-есть, очищает ту динамическую память, которая была занята

после вызова процедуры Mark.

Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинно-

го свободного участка динамической памяти.

Функция MemAvail: Longint полный объем свободной динамической па-

мяти в байтах.

Вспомогательная функция SizeOf( X ): Word возвращает объем в бай-

тах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого

типа, либо именем типа.

Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями.

 

var

p1, p2: ^Integer;

 

Здесь p1 и p2 - указатели или пременные ссылочного типа.

 

p1:=NIL; p2:=NIL;

 

После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не

будут ссылаться ни на какой конкретный объект.

 

New(p1); New(p2);

 

Процедура New(p1) выполняет следующие действия:

-в памяти ЭВМ выделяется участок для размещения величины целого

типа;

-адрес этого участка присваивается переменной p1:

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ ¦

L=====- L=====-

p1 p1^

 

Аналогично, процедура New(p2) обеспечит выделение участка памяти,

адрес которого будет записан в p2:

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ ¦

L=====- L=====-

p2 p2^

 

После выполнения операторов присваивания

 

p1^:=2; p2^:=4;

 

в выделенные участки памяти будут записаны значения 2 и 4 соответ-

ственно:

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ 2 ¦

L=====- L=====-

p1 p1^

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ 4 ¦

L=====- L=====-

p2 p2^

 

В результате выполнения оператора присваивания

 

p1^:=p2^;

 

в участок памяти, на который ссылается указатель p1, будет записано

значение 4:

 

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ 4 ¦

L=====- L=====-

p1 p1^

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ 4 ¦

L=====- L=====-

p2 p2^

 

После выполнения оператора присваивания

 

p2:=p1;

 

оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти:

 

г=====¬ г=====¬

¦ *--¦--------->¦ 4 ¦

L=====- --->L=====-

p1 ¦ p1^ p2^

¦

г=====¬ ¦

¦ *--¦-------

L=====-

p2

 

 

Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них

выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры New.

Динамические переменные могут входить в состав выражений, напри-

мер:

 

p1^:=p1^+8; Write('p1^=',p1^:3);

 

 

Пример. В результате выполнения программы:

 

Program DemoPointer;

var p1,p2,p3:^Integer;

begin

p1:=NIL; p2:=NIL; p3:=NIL;

New(p1); New(p2); New(p3);

p1^:=2; p2^:=4;

p3^:=p1^+Sqr(p2^);

writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3,' p3^=',p3^:3);

p1:=p2;

writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3)

end.

 

на экран дисплея будут выведены результаты:

 

p1^= 2 p2^= 4 p3^= 18

p1^= 4 p2^= 4