М О Д У Л И

О П Е Р А Т О Р Ы В Ы Х О Д А

 

Для завершения работы программ, процедур и функций без предвари-

тельного перехода по меткам к закрывающему end в TURBO PASCAL введены

процедуры Exit и Halt.

Вызов Exit завершает работу своего программного блока и передает

управление вызывающей программе. Если Exit выполняется в подпрограм-

ме, то выполнение этой подпрограммы прекратится, и далее будет выпол-

няться следующий за вызовом этой подпрограммы оператор. Если Exit вы-

полняется в основной программе, выход из нее будет эквивалентен ее

нормальному завершению.

Вызов процедуры Halt, где бы она не находилась, завершает работу

программы и передает управление операционной системе.

Процедура Halt имеет структуру Halt(n), где n - код возврата, ко-

торый может быть проанализирован операционной системой с помощью ко-

манды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному заверше-

нию работы программы. Вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен

вызову Halt(0).

 

 

Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная биб-

лиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть за-

пущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в

построении программ и других модулей.

Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и

строить программы практически любого размера.

Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и неза-

висимо компилируемую программную единицу.

В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов,

предназначенных для использования другими программами. Под программ-

ными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: констан-

ты, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является

выполняемой программой, его элементы используются другими программны-

ми единицами.

Все программные элементы модуля можно разбить на две части:

- программные элементы, предназначенные для использования другими

программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне моду-

ля;

- программные элементы, необходимые только для работы самого моду-

ля, их называют невидимыми или скрытыми.

В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основ-

ные части, называемые интерфейсом и реализацией.

В общем случае модуль имеет следующую структуру:

 

unit <имя модуля>; {заголовок модуля}

 

interface

{ описание видимых программных элементов модуля }

 

{ описание скрытых программных элементов модуля }

 

begin

{ операторы инициализации элементов модуля }

end.

 

В частном случае модуль может не содержать части реализации и час-

ти инициализации, тогда структура модуля будет такой:

 

unit <имя модуля>; {заголовок модуля}

 

interface

{ описание видимых программных элементов модуля }

 

implementation

 

end.

 

Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности.

Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вы-

зова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта

информация должна быть доступна для других программ и модулей. С дру-

гой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими

программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок

процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст - в

часть реализации.

Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для

других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служеб-

ного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в

часть реализации, причем заголовок может не содержать список формаль-

ных параметров.

Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью дирек-

тивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции

модуля является файл с расширением .TPU (Turbo Pascal Unit). Основное

имя модуля берется из заголовка модуля.

Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в

разделе описания модулей, например:

 

uses CRT, Graph;

 

В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и

в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет

происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к пе-

ременной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя,

состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой.

Например, пусть имеется модуль, в котором описана переменная К:

 

unit M;

interface

var K: Integer;

implementation

.................

end.

 

Пусть программа, использующая этот модуль, также содержит перемен-

ную К:

 

Program P;

uses M;

var K: Char;

begin

.............

end.

 

Для того, чтобы в программе P иметь доступ к переменной K из моду-

ля M, необходимо задать составное имя M.K.

Использование составных имен применяется не только к именам пере-

менных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля.

Рекурсивное использование модулей запрещено.

Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого

раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой

используется этот модуль.