Причины реформ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1. Общая характеристика _ Россия оставалась абсолютной монар­хией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время бьитЛлександрП(1855—1881УиегосьтАлександрШ(1881—1894).

2. Центральными органами управления, подчиненными царю, являлись:

Государственный совет — высшее законосовещательное уч­реждение при императоре;

— Комитет министров — совещательныйиуправленческийорган;

Совет министров — орган, не представлявший собой прави­тельство, но лишь координировавший деятельность министерств;

Синод—высший орган управления церковными делами, руко­водимый государственным чиновником;

Сенат—высший судебный и административно-надзорный орган. 3. Местные органыуправления возглавлял губернатор. Ему под­чинялись губернское правление, канцелярия и полиция.

 

4. РЕФОРМЫ 60—70-х ГОДОВ

• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соот­ветствие с изменившимися общественными и экономическими ус­ловиями.

Рост общественного движения,социальных и национальных конфликтов.

Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что по­сле освобождения крестьян государство своими силами не могло под­нять местное хозяйство.

2. Крестьянская реформаположила начало ускорению модерни­зации страны как в экономическом, так и в социальном аспекте (см. те­му 37).

3. Судебная реформаначалась с введения в 1864 г новых судеб­ных уставов.

Основные принципы новой судебной системы:

бессословность, т. е. дела представителей всех сословий рас­сматривались в одних итехже судах, что означало равенство всех перед законом;

независимость суда, т. е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей вла­стью отстранить от должности судью;

гласность означала право присутствия публики на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журнали­стов о судебных процессах;

состязательность, т. е. участие впроцессе прокурора и адвока­та (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдви­гал обвинения, а второй — защищал подсудимого;

— вводился институт выборных присяжных заседателей, опреде­лявших — виновен ли обвиняемый.

Структура суда.

— В основе системы общего суда находился окружной суд, охва­тывавший одну губернию, с присяжными заседателями.

Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на не­сколько окружных судов.

Роль высшей инстанции играл Сенат.

— Параллельно действовала системалш/ювыл; судов, занимавших­ся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими дума­ми. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд миро­вых судей.

«Коронный» и мировой суды рассматривали гражданские и уголов­ные дела, но не занимались политическими процессами и не судили вы­сших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но не­смотря на провозглашенный принцип независимости судебных следо­вателей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

Значение. Судебная реформа способствовала либерализации об­щественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судеб­ная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А. Ф. Кони, Ф. К Плевако, В. Д. Спасович, В. А. Маклаков.

Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конф­ликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Но­вая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в про­тиворечие с существовавшим политическим строем, вызывала посто­янное стремление верхов ее ограничить.

4. Земская реформаначалась в 1864 г.

Основные положения реформы. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уез­дах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социаль­ными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, устройством лечебных и благотворительных учреждений, народным образованием, продовольственным снабжением, пожарной охраной, статистической службой, попечением местной торговли и промышленности, а также распределением податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем ку­риям. По первой курии крупные землевладельцы «без различия сосло­вий» и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избира­лись представители крупных городских торгово-промышленных заве-

дений и городской недвижимости. Выборы по третьей — кресть­янской курии — имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиковпо курии.

Структура земства и отношения с администрацией. Уезд­ные земские собрания являлись распорядительными органами и выби­рали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же прин­ципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских со­браний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной админист­рации, которой подчинялась полиция.

Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активи­зации общественной жизни на местах. Они создавали школы и больни­цы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены.

Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства.

Однако реформа, проведение которой заняло более полутора десят­ка лет, распространялась далеко не на всю территорию империи, а глав­ное, она не была завершена созданием общероссийского представительного органа. Полномочия земств постоянно ограничива­лись, губернским земствам запрещались контакты между собой.

5. Городская реформа,начавшаяся позже земской, в 1870 г., созда­вала новую систему городского самоуправления.

Выборы проводились на основе не сословного, а имуществен­ного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам муж­ского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

— владельцы недвижимости в черте города;

— содержатели торговых и промышленных заведений;

— обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населе­ния, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплатель­щиков.

Структура и функции. Каждая курия избирала ]/з состава глас­ных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транс­порт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шла на содержа­ние пожарной охраны, полиции, тюрем.

Значение. Компетенция городского самоуправления не выходи­ла за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограни­чены, чем права земств, но в целом реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

6. Реформа системы образования,проводившаяся в 1863—1864 гг., занимала важное место в преобразованиях Алексан­дра И. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов ин­теллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование {«министер­ские», земские, церковно-приходские школы), расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы. (Подробнее см. тему 43).

7. Реформа печати(1865) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

8. Военные реформыначались сразу после Крымской войны в кон­це 1850-х годов и проводились в несколько этапов.

• Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывания во время войны.

Содержание реформ:

— сокращение численности армии на 40 %;

— создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

— усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

— создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

— отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых «оштрафованных») в армии;

— перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных за­водов;

— введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо ре­крутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько месяцев.

Особенностью военных реформ, проводившихся под руковод­ством военного министра Д. А. Милютина, стал их прогрессивный ха­рактер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.