Начало самостоятельного правления Петра I.

Формирование личности царя-реформатора.

Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преобра­женском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянул­ся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили образу «православного царя», они помогли Петру восп­ринимать мир таким, какой он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С дет­ства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали уча­стие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формиро­вались «потешные полки» — Преображенский и Семеновский, — ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардей­скими полками. В общении с простыми людьми формировались демок­ратические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не за знатность про­исхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пре­небрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.

По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как че­ловек, Петр был груб как царь».

На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с ино­странцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и уз­нал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип куль­туры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.

Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались та­кие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и повлияли на ход и методы реформ.

Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Ло­пухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на само­стоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей

обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но в итоге вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:

— Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «госу­даря» различных послаблений и улучшений жизни;

— патриархальному сознанию людей противоречил факт нахож­дения женщины во главе государства;

—неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фавори­та — В. В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственни­ков Петра — Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.

Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная».

Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, фор­мально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.

Азовские походы. Непосредственная государственная деятель­ность самого Петра началась с организации в 1695г. первого Азовского по­хода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.

«Великое посольство». Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного фло­та. Кроме того, он организовал в 1697 г. «Великое посольство» в Евро­пу. Целями посольства являлись:

— укрепление и расширение антитурецкого союза;

— приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;

—личное ознакомление Петра с политической обстановкой, эко­номическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь» покинул, правда, инкогнито под име­нем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечи­стую» землю иноземцев.

* Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить глав­ную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратно­го мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки:

—он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;

—сумел пригласить на русскую службу иностранных специали­стов, оставить для обз'чения за рубежом русских дворян, закупить воо­ружение;

— обогатился новыми впечатлениями, что по возвращении в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

4, Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились ми­ровоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.

В первую очередь — это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теоло­гической идее божественной природы царской власти. Служению го­сударству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плот­ник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» — по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради госу­дарственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за не­радение на службе, а тем более — за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

• Главную задачу служения государству Петр I видел в воплоще­нии идеи общего блага. Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторго­вой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает, как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспри­нимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, — писал он в одном из указов, — яко дети неучечия ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...»

Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, можно было преобразовать отста­лую Россию. По словам А. И. Герцена, «Петр внедрял Европу как вар­вар». Его мысль развил В.И.Ленин, писавший о Петре, что он «не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варвар­ства». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.

• К концу века русские традиции, «старина» стали ассоции­роваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представлявшими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни

Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по стра­нам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее наци­ональной безопасности.

• Обновление страны диктовалось также напряженной между­народной обстановкой и сложной общественно-политической си­туацией, сложившейся в России на рубеже веков.