ТЕМА 2 . К новой модели общественного устройства
Наступавшим войскам активно помогали и белорусские партизаны. 19 сентября они начали второй этап «рельсовой войны», получивший название «Концерт», который продолжался до начала ноября 1943 г. Партизаны подорвали более 90 тыс. рельсов, 1041 эшелон, 72 железнодорожных моста, уничтожили более 400 км телефонно-телеграфной линии связи и др. (1). В итоге было парализовано не только движение железнодорожного, но и автомобильного транспорта. В результате второго этапа «рельсовой войны» враг вынужден был удвоить количество дивизий для охраны коммуникаций.
10 ноября советские войска начали наступление южнее Гомеля и сумели прорвать оборону врага, перерезали железную дорогу Гомель-Калинковичи. 18 ноября была освобождена Речица, а 26 ноября – Гомель, куда сразу же переехало правительство республики и Белорусский штаб партизанского движения. В середине января 1944 г. были вызволены Мозырь и Калинковичи.
В итоге осенне-зимнего наступления 1943-1944 гг., проведенного Красной Армией, было полностью или частично освобождены 36 районов Беларуси, с регулярными воинскими частями соединилось 35 партизанских бригад и 15 отдельных отрядов численностью свыше 50 тыс. человек (2).
--------------------------
1 Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне.1941-1945. Энцыклапедыя, с. 548.
2 Там же, 18.
Однако до полного освобождения Беларуси было еще не близко. Мрачные перпективы ее потери, вырисовывающиеся для гитлеровского руководства, могли привести к серьезным для врага военно-политическим последствиям. С вступлением советских войск на белорусские земли нарушалось стратегическое равновесие между важдейшими группами фашистских армий «Север» и «Юг», открывалась дорога в Польшу и Восточную Пруссию. Поэтому фашистская пропаганда дала линии обороны в Беларуси громкое название – «Фатерланд» («Отечество»), подчеркивая тем самым, что армии вермахта должны отстаивать ее так же, как на собственной германской территории.
В обстановке существенного ухудшения положения на фронтах гитлеровская администрация на оккупированной территории Беларуси решила создать относительно крупные военные формирования из местного населения для борьбы с партизанами и войсками Красной Армии. С разрешения Гитлера по указам генерального комиссара Беларуси Готтберга и президента Белорусской центральной рады Р. Островского, принятыми в конце февраля -- начале марта 1944 г., началось формирование так называемой Белорусской краевой обороны (БКО). Основу БКО составляло принудительно мобилизованное мужское население. Всего было мобилизовано около 25 тыс. человек. Из которых планировалось образовать 48 батальонов (по 450-500 чел.). К середине апреля было создано 36 пехотных и 6 саперных батальонов (1).
Однако население негативно встретило известие о создании подобных формирований, имели место случаи дезертирства воинов БКО, бегства к партизанам. К тому же части БКО были плохо вооружены, обмундированы. В итоге затея с созданием регулярных белорусских воинских подразделений не достигла поставленной цели.
В 1944 г. начинается завершающий этап Великой Отечественной, он одновременно стал годом окончательного освобождения белорусских земель. Вступление в завершающий период войны ставило перед советскими войсками задачу окончательного изгнания захватчиков их пределов СССР, помощь народам Европы в избавлении от фашистского ига, завершение разгрома гитлеровской Германии.
В этот период осуществляется активная подготовка к операции по полному освобождению Беларуси от фашистского ига, разрабатывается план ее проведения. Республика находится накануне второго этапа своего освобождения. К лету 1944 г. линия фронта в Беларуси проходила несколько восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и далее по Припяти до района Ковеля. Здесь оборонялись войска немецкой группы армий «Центр», прикрывая направления, наиболее выгодные для наступления советских войск. Мощная германская группировка, оборонявшаяся в Беларуси, насчитывала 63 дивизии и 3 бригады, имела в своем составе 1 млн. 200 тыс. человек, 9500 орудий и минометов, 900 танков, 1350 самолетов (2).
1 Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 тамах. Мн., 1993. Т.1,с.375.
2 История второй мировой войны. В 12-ти т. Т. 9. М., 1978, с.47.
Германское командование намеревалось любой ценой удержать выгодные для него позиции на центральном участке фронта. Оно надеялось, что болотистая и озерная местность облегчит им наступательные действия, стеснит маневренность советских войск и вынудит их наступать вдоль дорог, где проходили сильные оборонительные позиции.
Советское Верховное Главнокомандование реально оценивало силы противника, характер его обороны, а также трудности, связанные с преодолением лесисто-болотистой местности. Еще в апреле было определено, что разгром гитлеровцев в Беларуси явится главнейшей задачей советской армии в 1944 г. Работа Генерального штаба над планом Белорусской операции, получившей название «Багратион», по имени П.И. Багратиона – русского полководца, героя Отечественной войны 1812 г., завершилась во второй половине мая 1944 г. 30 мая Ставка Верховного Главнокомандования окончательно утвердила план операции, смысл которой сводился к тому, чтобы ударами четырех фронтов разгромить основные силы группы армий «Центр», освободить Беларусь и создать предпосылки для последующего наступления в западных областях Украины, Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше.
Белорусская операция начиналась при благоприятной военно-политической обстановке. В первой половине 1944г. Красная Армия разгромила крупные группировки немецко-фашисиских войск под Ленинградом, на Правобережной Украине и в Крыму. На Западе наши союзники – англо-американские воооруженные силы 6 июня 1944 г. начали операции по высадке на нормандское побережье Франции. Долгожданный второй фронт был, наконец, открыт. Однако и после этого советско-германский фронт продолжал оставаться решающим фронтом второй мировой войны.
В белорусской операции большую помощь Красной Арми оказывала партизаны и население Беларуси. В начале лета 1944 г. на оккупированной территории БССР действовало 144 партизанских бригады и 80 отдельных отрядов. Их участие в операции «Багратион» было предусмотрено Ставкой Верховного Главнокомандования и согласовано с действиями фронтов. За три дня до начала операции, в ночь на 20 июня начался третий этап «рельсовой войны», который охватил всю оккупированную территорию республики и продолжался вплоть до полного ее освобождения. В итоге были полностью выведены из строя важнейшие железнодорожные линии, частично парализованы перевозки врага почти по всем дорогам Беларуси. Бывший офицер оперативного отдела группы армий «Центр» профессор Гахенгольц впоследствии писал: «Начало разгрома группы «Центр» было положено действиями партизан Беларуси, которые за одну ночь взорвали все железные дороги западнее Минска» (1). Партизаны оказывали помощь советским воинам при форсировании рек, захватывая и до их прихода мосты,
--------------------
1 Операция «Багратион» // Ветеран.1990.№17,с. 13.
препятствовали отступлению врага, участвовали в освобождении Минска, Слуцка, Могилева, других городов республики.
Битва за Беларусь – операция «Багратион», второй этап ее освобождения, началась 23 июня 1944 г. Осуществляли операцию войска четырех фронтов: 1-й Прибалтийский, которым командовал Баграмян И.Х.; 1-й Белорусский -- Рокоссовский К.К., 2-й Белорусский – Захаров Г.Ф. и 3-й Белорусский – Черняховский И.Д.
В ходе наступательных действий советских войск в Беларуси образовалось несколько окруженных группировок противника –«котлов». В крупнейшем из них, Минском, оказалось около 100 тыс. немецких солдат и офицеров.
3 июля 1944 г. войска 1-го и 3-го Белорусских фронтов освободили столицу Беларуси – Минск. Закончился первый этап операции «Багратион». 4-го июля был освобожден Полоцк, 5-го – Молодечно и Сморгонь, 8 июля – Барановичи, 9-го – Новогрудок, 10-го – Слоним, 14-го – Пинск и Восковысск, 16 июля – Гродно. Освобождением Бреста 28 июля завершилось изгнание немецко-фашистских оккупантов с территории Беларуси.
Белорусская операция явилась выдающимся событием не только Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой. В ее ходе была разгромлена группа армий «Центр». Большой урон также понесли группы армий «Север» и «Северная Украина». За время операции 17 вражеских дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 дивизий потеряли свыше половины своего состава (1). Гитлеровские генералы рассматривали это поражение как катастрофу.
После освобождения БССР началось наступление в Карелии, Прибалтике, изгнание врага в Западной Украине, Молдавии. К концу 1944 г. советские войска почти полностью освободили территорию СССР и восстановили его границы на всем протяжении от Баренцева до Черного морей. В 1945 г. началась военная кампания в Европе, завершившаяся в начале мая 1945 г. взятием Берлина и капитуляцией гитлеровской Германии. 9-го мая 1945 г. был объявлен днем Победы.
С освобождением Беларуси выяснились грандиозные масштабы потерь и разрушений. Самой тяжелой потерей явилась гибель каждого третьего жителя республики. Только прямые потери составили 75 млрд руб. в ценах 1941 г. – это означало утрату более половины национального богатства. По уровню экономического развития республика была отброшена к уровню 1928 г. Белорусскому народу предстояла тяжелая борьба за восстановление родной земли.
Беларусь оказалась в эпицентре трагических событий Великой Отечественной войны, на долю ее народа выпали наиболее тяжкие испытания, связанные с последствиями оккупационного режима, всенародной борьбой с немецко-фашистскими захватчиками, а затем и восстановлением почти полностью разрушенного экономического потенциала республики.
------------------------------
1 История второй мировой войны. В 12-ти т. Т. 9. М., 1978, с. 64.
§ 2. Общественно-политическая жизнь во второй половине
40-х – начале 80-х гг.
Под прессом сталинского режима. С надежд на лучшую жизнь, на изменения в обществе начинались послевоенные годы. Возвратившиеся с фронта солдаты и офицеры, побывавшие в ряде европейских стран, стали более критически относиться к окружающему. При этом наиболее радикально вела себя молодежь, особенно учащиеся и студенты. В 1946 г. возникли подпольные группы в Барановичском учительском институте, Жировичском сельскохозяйственном техникуме, Ганцевичском, Глубокском и Поставском педучилищах и некоторых других. Главной целью участники этих групп считали защиту нациольных прав и свобод, белорусской культуры, языка и истории. В 1947 г. члены этих подпольных групп были арестованы и закрытыми военными трибуналами осуждены.
Распространение в сознании части советских людей чувств определенной социальной свободы и национальной гордости вызвало со стороны властей жесткую реакцию. Началось «закручивание гаек», особенно против интеллигенции. Сталинизм с его абсолютной непримиримостью к инакомыслию и плюрализму мыслей развязал ряд политических кампаний, в ходе которых обществу навязывались идеологические стереотипы в литературе и искусстве, исключались общечеловеческие ценности, подавлялись чувства национального самосознания. В августе 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в сентябре - «О кинофильме «Большая жизнь», в 1948 г. – «Об опере «Великая дружба», где содержались грубые выпады и обвинения в безыдейности, аполитичности и формализме против известных деятелей литературы и исскуства М.Зощенко, А.Ахматовой, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, В.Мурадели и др.
В буржуазном национализме, низкопоклонстве перед Западом, космополитизме была обвинена и часть белорусской интеллигенции, возобновились аресты. Вновь были арестованы известные белорусские поэты и писатели С.Шушкевич, С.Граховский и другие, министр образования П.Саевич, сняты с работы президент АН БССР известный ученый биолог А.Г. Жебрак, многие его коллеги.
В 1949 г. было сформировано т.н. «Ленинградское дело», по которому было осуждено более 200 видных партийных и советских работников. В Беларуси провокации МТБ испытали на себе С.О.Притыцкий, работавший тогда первым секретарем Гродненского ОК КП(б)Б и П.М.Машеров, бывший в то время первым секретарем ЦК ЛКСМБ.
Несмотря на репрессии, большинство народа верило Коммунистической партии и Сталину «своему любимому вождю, отцу и учителю». На выборах в Верховный Совет СССР в 1946 г., Верховный Совет БССР в 1947 г., местные Советы в 1948 г. он, а также другие руководители Коммунистической партии выдвигались первыми кандидатами в депутаты. Несмотря на известные ограничения в своей работе, решения и Верховного Совета БССР, и местных органов власти играли важную роль в регулировании хозяйственных и культурных процессов, социальных и общественных отношений.
Специфической оставалась роль комсомола и профсоюзов, которые не столько защищали интересы молодежи и трудящихся, сколько направляли их на героический труд. Одновременно комсомол был кузницей кадров для партии. В частности, руководители комсомола К.Т. Мазуров, П.М.Машеров, А.Н.Аксенов. Г.Н.Жабицкий стали видными политическими деятелями БССР.
Кроме профсоюзов и комсомола в республике действовали ДОСААФ, спортивные и культурные учреждения, членство в которых и уплата членских взносов было для трудящихся обязательным.
Однако политическое руководство осуществлялось Коммунистической партией. Ее руководителями в первые послевоенные годы были П.К.Пономаренко, с января 1947 г. – М.И.Гусаров, с июля 1950 г. – Н.С.Патоличев. В 1956 г. первым секретарем ЦК КПБ был избран К.Т.Мазуров, в 1965 г. – П.М.Машеров.
После смерти в марте 1953 г. И.В.Сталина, Л.П.Берия, стремясь заручиться поддержкой местных партийных руководителей, предложил заменить направленных с центра руководителей на «национальных». Однако Пленум ЦК КП(б)Б 25-27 июня 1953 г. высказался против отставки Н.С.Патоличева и не подчинился решению центра. Правда, здесь повлияло и сообщение об аресте Л.П.Берия.
После смерти И.В.Сталина началась определенная демократизация общественной жизни. В сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С.Хрущев и последовавшее десятилетие получило название «хрущевская оттепель», в течение которой были проведены ряд политических и административных форм.
1. Была проведена реорганизация партийных и советских органов по хозяйственному принципу. Обкомы партии были разделены на промышленные и сельские. Сельские райкомы партии были реорганизованы в партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений, количество сельских районов со 123 было сокращено до 77. Эта реорганизация была проведена в конце 1962- начале 1963 гг., и, несмотря на стремление и поворот к коллективному решению проблем, внесла немало путаницы и была упразднена в ноябре 1964 г.
2. Были расширены права союзных республик, которые теперь сами могли решать вопросы областного административно-территориального строительства, принимать гражданский, уголовный и процессуальный кодексы. Из союзных министерств в подчинение союзным республикам были переданы многие предприятия и организации.
3. Были расширены права Советов всех уровней. Они получили право направлять финансовые средства на жилищное строительство, коммунальное хозяйство и социальную сферу, благоустройство населенных пунктов за счет сверхплановых накоплений предприятий. Однако преодолеть практику подмены парторганами Советов так и не удалось.
4. Новые возможности были представлены профсоюзам и комсомолу. Профсоюзные организации были привлечены к распределению жилья, распределению путевок на санаторно-курортное лечение, развитие, как тогда говорили, «социалистического соревнования».
5. Было проведено сокращение административного аппарата, упразднены многие министерства и ведомства, вместо 11 областей в БССР осталось 5. Было также проведено укрупнение сельских районов.
6. После ХХ съезда КПСС в феврале 1956 г., на котором Н.С.Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина, было принято известное постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». В СССР, в том числе и в Беларуси, началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Всего в республике было реабилитировано около 30 тыс. человек, в том числе многие видные партийные и советские работники Беларуси. Одновременно были приняты меры по укреплению законности и правопорядка. Были ликвидированы внесудебные органы, усилен прокурорский надзор за соблюдением законности, из тюрем и лагерей стали возвращаться осужденные по политическим мотивам.
Таким образом, диктаторский сталинский режим, административно-командная система управления привели к грубым нарушениям законности и демократии, что продолжаться бесконечно не могло. Поэтому сразу после смерти Сталина стали осуществляться первые попытки демократизации общественно-политической жизни.
Процесс преодоления культа личности проходит сложно. Многие перегибы и деформации в социально-экономической, политической и духовной жизни нередко квалифицировалась как клевета на государственный строй и партийное руководство. Предпринимались попытки реабилитации Сталина. В 1957г. Н.С.Хрущева едва не освободили от должности первого секретаря ЦК КПСС за то, что он будто бы очень далеко зашел в критике Сталина, подорвал авторитет КПСС в мире. Но пленум ЦК КПСС не поддержал предложение Г.М.Маленкова, Л.М.Кагановича, В.М.Молотова и некоторых других, определил их группу как «антипартийную» и вывел из руководящих органов.
В 1967 г. гроб с телом Сталина был вынесен с Мавзолея Ленина, по всей стране были демонтированы памятники Сталину, но демонтировать в сознании людей идеологию сталинщины оказалось делом более сложным, она еще осталась на долгие годы. В последующем, с приходом к власти Л.И.Брежнева, произошел спад в критике культа личности Сталина и его последствий, в оценке сталинщины произошел контрпереворот.
В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был отправлен в отставку. С политической арены сошел неординарный деятель. Он немало сделал, чтобы изменить несовершенный политический и экономический механизмы, улучшить жизнь народа, преодолеть последствия культа личности Сталина. Но, будучи человеком своей эпохи, он не смог подняться выше ее. Привычка к административно-командным и волюнтаристским методам, сохранение старого государственного механизма, оказались для него более удобными. С отставкой Н.С.Хрущева завершился период реформирования второй половины 50-х первой половины 60-х гг.
Усиление политического диктата в 60-е гг. В октябре 1964 г. первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев. Вскоре из устава партии были изъяты положения об ограничении пребывания на руководящих партийных должностях тремя сроками. Гарантия на неограниченное нахождение на руководящих должностях стала одной из причин плановости и протекционизма, в партии, коррупционности части ее руководителей. В 1977 г. в Конституции СССР была закреплена руководящая роль партии в обществе.
Официальная пропаганда обходила молчанием проблемы в социальной сфере, низкое качество продукции, была полна народности и славословия. Все более возвышалась личность Генерального секретаря, который по состоянию здоровья государственным вопросам уделял все меньше внимания. И чем больше нарастали застойные явления во всех сферах жизни общества, тем больше наград вручалось «дорогому Леониду Ильичу».
Закрывались любые возможности критической оценки реального положения в «обществе развитого социализма», в стране росли социальные равнодушие и безразличие.
Между тем в СССР назревало недовольство, формировалась оппозиция. Часть интеллигенции стала выступать с критикой системы. Политическое руководство страны усилило цензурные ограничения. В 1969 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуаров». Бюро ЦК КПБ разработало и утвердило меры по выполнению этого постановления.
Как следствие, любые отклонения от официальных установок подлежали осуждению. Под борьбу с инакомыслием была подведена правовая основа. В Уголовный кодекс БССР была включена ст. 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду в целях подрыва или ослабления Советской власти, изготовление, распространение или сохранение литературы такого содержания – от 6 месяцев до 7 лет лишения свободы, а затем и ссылку от 2 до 5 лет.
Но многие представители интеллигенции, в частности академик А.Д.Сахаров, писатель А.И.Солженицын выступали с критикой существующих порядков, особенно против ввода советских войск в Афганистан. Многие известные ученые, деятели литературы и искусства были вынуждены уйти в эмиграцию. Возникло диссидентское движение, но в Беларуси оно было слабым.
Негативные явления нарастали и в деятельности партийно-государственных структур Беларуси. Усилился бюрократический стиль взаимоотношений между партаппаратом и рядовыми гражданами. Стал формироваться искусственный рост КПБ. За 1965-1986 гг. она возросла более чем вдвое: с 319,2 тыс. человек до почти 668 тыс. человек.
Административно-командная система ограничивала возможности Советов, депутаты которых не имели достаточных прав в решении многих вопросов жизни общества. Произошло огосударствление профсоюзов – защита прав и интересов работников была ограничена. Постоянный контроль со стороны парторганов сковывал работу комсомола, падали моральные устои молодежи росло пьянство, появилась наркомания.
Административно-командная система не способствовала повышению престижности частного труда. Массовый характер приобрели безразличное отношение к государственной собственности, воровство, расточительство и бесхозяйственность. Огромный вред наносила уравниловка в оплате труда, в результате чего упал престиж труда инженера, учителя, врача, ученого.
Здоровые силы советского общества, в том числе и в Беларуси, ощущали жизненную необходимость радикальных перемен, морального очищения и обновления общества. Начало поиска выхода из ситуации было положено после смерти Л.И.Брежнева в ноябре 1982 г., когда новым генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В.Андропов. За короткий час его деятельности в этой должности по-новому был поставлен ряд вопросов социально-экономического развития, началась борьба с коррупцией и наведение порядка и дисциплины, хотя и здесь не обошлось без перегибов. После смерти Ю.В.Андропова в феврале 1984 г. партию возглавил К.У.Черненко и на короткое время вновь наступил застой. Естественно, что эти изменения политики на союзном уровне отражались и в Беларуси.
Таким образом, общественно-политическая жизнь Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. была противоречивой и неоднозначной. В годы т.н. «хрущевской оттепели» выросло благосостояние трудящихся, оживилась работа Советов, профсоюзов, комсомола, других общественных организаций, расширились их права. Однако со второй половины 60-х гг. в общественной жизни верх взяли консервативные взгляды, что привело к усилению негативных явлений, застою в обществе, социальной апатии, безразличию, равнодушному отношению и труду. Радикальные изменения в обществе становились необходимыми.
§ 3. Культура Беларуси в 40-80-е гг.
Образование и наука БССР в 1945-1985 гг. За годы Великой Отечественной войны в республике была почти полностью уничтожена материально-техническая база школ, техникумов и вузов, погибло много учителей, преподавателей и ученых. Однако, к 1950 г. сеть школьного, среднего специального и высшего образования была восстановлена.
В русле общих попыток реформирования 50-х гг. проходило и реформирование системы образования, но в основном средней школы. Главная цель – укрепление связи школы с трудовым воспитанием и введение политехнического обучения. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об учреждении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования СССР», согласно которому семилетние школы становились восьмилетними, с производственным обучением. В большинстве восьмилетних и во всех одиннадцатилетних школах открывались школьные мастерские и вводились уроки труда. Открывались школы-интернаты для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот. Однако в 1964 г. школы были вновь переведены на десятилетний срок обучения.
Новая волна модернизации началась в школе во второй половине 60-х гг. Были введены новые школьные программы, а начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. Детские дошкольные учреждения стали первой ступенью подготовки к школе. До 1975 г. был завершен переход к всеобщему среднему образованию.
Кроме того, была значительно расширена сеть ПТУ. Если в 1961г. в БССР имелось 103 профессионально-технических училищ, то в 1985 – 240. В 1970-е гг. профтехучилища республики стали давать учащимся и среднее образование. За эти же годы количество обучающихся в техникумах возросло более чем втрое – с 62,6 тыс. в 1961 г. до 160,4 тыс. в 1985 г.
Динамично развивалась высшая школа Беларуси. Уже в первое послевоенное десятилетие были открыты такие новые вузы, как Белорусский театральный институт (1945г.), Гродненский сельскохозяйственный институт (1951г.), Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле (1953г.), Белорусский институт механизации сельского хозяйства (1954г.), Белорусский институт иностранных языков (1955г.). В 60-70 гг. к ним добавились новые институты: Минский радиотехнический, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерно-строительный, Минский институт культуры, Могилевские машиностроительный и технологический институт пищевой промышленности, Гомельский и Новополоцкий политехнические институты. В 1985г. в 33 высших учебных заведениях БССР обучалось 182 тыс. студентов. По этому показателю в расчете на душу населения республика занимала одно из первых мест в Европе.
Значительные сдвиги произошли в развитии белорусской науки, особенно ее флагмана - Академии наук. Отделения Академии наук были открыты в Гомеле, Могилеве, Гродно и Витебске. Особенно значительных успехов белорусская наука добилась в таких областях, как математика, скетроскопия, люминесценция, квантовая электроника, ядерная физика, порошковая металлургия, биология, геология. По многим направлениям этих наук белорусские ученые занимали ведущие позиции в СССР. За 1956-1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Ленинских и Государственных премий СССР и 57 Государственных премий БССР. 12 ученых стали героями Социалистического труда, в том числе физики М.А.Борисевич, А.Н.Савченко, Б.И.Степанов, А.И.Федоров, биолог В.Ф.Кукревич, математик М.П.Еругин и другие.
Развивалась и гуманитарная наука. В частности, была издана «История БССР» в 5-ти томах и «Белорусская Советская Энциклопедия» в 12-ти томах.
Литература и искусство. Победа в Великой Отечественной войне укрепила в сознании белорусского народа чувство собственной гордости, что не могло не проявиться в послевоенной литературе и искусстве.
В белорусскую литературу пришли молодые писатели и поэты: прозаики И.Шамякин, Я.Брыль, И.Мележ, А.Кулаковский, поэты К.Киреенко, А.Вялюгин, драматурги А.Макаенок, К.Губаревич и другие.
Большинство произведений посвящалось событиям прошедшей войны. Это «Глубокое течение» И.Шамякина, «Минское направление» И.Мележа, «Расстаемся ненадолго» А.Кулаковского и особенно роман-эпопея «Великолепные дни» М. Лынькова. Старейшина белорусских литераторов Я.Колас написал трилогию «На росстанях».
Начал развиваться мемуарный жанр. Появились воспоминания и мемуары видных организаторов партизанского движения В.Ливенцева «Партизанский край» и В.Козлова «Люди особого склада».
В годы «хрущевской оттепели» из ГУЛАГА вернулось много прозаиков и поэтов: С.Граховский, В.Дубовка, Н.Федорович, А.Адамович, В.Быков, Г.Бородулин, В.Короткевич, И.Науменко, И.Чигринов, В.Зуенок.
В литературе стали появляться произведения, в которых более правдиво показывалась действительность. Это романы И.Гурского «Ветер века», И.Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», И.Шамякина «Петроград - Брест», «Снежные зимы», повесть С.Граховского «Рудобельская республика». Широкую известность получили произведения В.Быкова «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Обелиск», «Волчья стая», «Сотников» и другие.
Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В.Короткевича «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский», «Земля под белыми крыльями», «Колосья под серпом твоим» и многие другие. Традиции, заложенные В.Короткевичем, продолжили О.Ипатова, К.Тарасов, Л.Дайнеко.
Много хороших и интересных произведений вышли из-под пера белорусских поэтов. Широкую известность завоевали вышедшие сборники стихов Петруся Бровки, аркадия Кулешова, Максима Танка, Пимена Панченко, Нила Гилевича, Григория Бородулина, Геннадия Буравкина, Олега Лойко и многих других.
Крупным вкладом в советскую драматургию стали пьесы К.Крапивы «Врата бессмертия», А.Макаенка «Лявониха на орбите», «Затюканный апостол», «Трибунал», «Таблетку под язык», «Святая простота», «Погорельцы». В начале 80-х гг. пьесами «Выбор», «Вечер», «Рядовые» заявил о себе А.Дударев.
О высоком общественном признании белорусской литературы свидетельствовало присуждение ленинской премии П.Бровке, М.Танку, И.Мележу, В.Быкову, звания Героя социалистического труда К.Крапиве, И.Шамякину, П.Бровке, М.Танку.
Дальнейшее развитие получило театральное искусство. Высокохудожественные образы своих героев, духовно богатых, с чувством гражданской ответственности создали талантливые белорусские актеры С.Станюта, Г.Глебов, П.Молчанов, Б.Платонов, Л.Рахленко, В.Тарасов, С.Бирило. З.Стома, З.Броварская, Р.Макарова, В. Владомирский, Н.Еременко, Л.Ржецкая, Р.Янковский.
В белорусском театре оперы и балета были поставлены оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Фауст» Ш.Гуно, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Царская невеста» М.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.Глинки, «Кастусь Калиновский» Д.Лукаса, «Зорка Венера» Ю.Семеняки, «Альпийская баллада» Е.Глебова, «Франциск Скорина» Д.Смольского. Начала заявлять о себе балетная труппа театра, которая поставила балеты «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Лебединое озеро» П.Чайковского и ряд других.
В 1985г. в республике насчитывалось 17 театров. В 1971г. открылся театр музыкальной комедии и в 1982 – театр-студия кинотеатра в Минске. Работали Государственный ансамбль танца, военно-инструментальный ансамбль «Песняры», «Сябры», «Верасы», хореаграфический ансамбль «Хорошки» и другие.
Белорусские композиторы особое внимание уделяли героической тематике. Были написаны опера «Алеся» Е.Тикоцкого, «Надежда Дурова» А.Богатырева, «Машека» Г.Пукста, поставлен балет «Князь – озеро» В.Золотарева.
Особенно активно работали композиторы – классики. «Радзіма мая дарагая”, “Лясная песня” В.Оловникова, “Песня пра Неман” Н.Соколовского. В последующие годы в белорусской музыке появились И.Лученок, Д.Смольский, Е.Глебов и другие.
В живописи наибольшей известностью пользовались имена таких художников, как В.Волков, Ф.Дорошевич, В.Стельмашонок, В.Цвирко, Н.Савицкий, Л.Щемелев, А.Малишевский. При этом белорусские художники работали во всех жанрах: пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, натюрморт.
Необходимо отметить значительный вклад в мировое изобразительное искусство известного белорусского художника Николая Савицкого. Его работы “Партизанская мадонна”, “Цифры на сердце”, в которых показаны ужасы немецких концлагерей лично пержитых автором. Любовью к родной земле пронизаны его полотна “Урожай”, “Хлеба”, “В поле”, “Сказ про хлеб” и другие.
Всесоюзной известностью пользовались белорусские скульпторы З.Азгур, А.Глебов, А.Бембель, С.Селеханов. В частности, среди их работ – ансамбль площади Победы в Минске. Их традиции продолжили молодые мастера: Г.Муромцев, А.Аникейчик, И.Мисько, Л.Гумилевский, Б.Марков, В.Полейчук.
Доминирующей тенденцией стал монументальный жанр. В скульптуре это проявилось в мемориальном комплексе “Хатынь” (скульптор С.Селиханов), архитекторы В.Занкович, Л.Левин, Юградов), за который в 1970г. авторы были удостоены Ленинской премии, “Брестская крепость – герой” (руководитель творческого коллектива А.Кибальников), “Курган Славы” (скульпторы А.Бембель, А.Арцимович, архитектор А.Стахович), монумент в честь матери – патриотки М.Ф.Куприяновой в Жодино (скульпторы И.Мисько, М.Роженков, А. Заспицкий), памятники Янке Купале в Минске (скульпторы А.Аникейчик, Л.Гумилевский, А.Заспицкий), Якубу Коласу в Минске (скульптор З.Азгур), Франциску Скорине в Полоцке (скульпторы А. и И.Глебовы, А.Заспицкий, архитектор В.Морокин).
Архитекторы Беларуси вложили немало сил в разработку генеральных планов развития Минска, Бреста, Витебска, Могилева и других городов. Эти архитектурные проекты учитывали исторически сложившуюся планировку, ее реконструкцию и совершенствование.
В данный период значительное внимание придавалось работе культурно-просветительных учреждений. В 1985г. в республике было 6,4 тыс. клубов, около 9 тыс. библиотек, издавалось 212 газет, из которых 130 на белорусском языке. Однако остаточный принцип финансирования негативно сказался на их работе. Многие культпросветучреждения размещались в приспособленных помещениях, а во многих, особенно в т.н. “неперспективных” населенных пунктах, их не было вообще. Формы работы многих учреждений культуры отставали от требований времени, образовательного уровня людей.
В целом, можно сделать вывод о том, что во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. в развитии образованя, науки и культуры Беларуси были достигнуты несомненные успехи. Но эти успехи могли бы быть значительно большими, если бы не игнорировалась национальная основа духовной жизни белорусского народа, если бы не создавался дефицит национальной культуры, который оказал негативное влияние на моральное состояние белорусского общества.
§ 1. Провозглашение политики перестройки в СССР.
Попытки модернизации страны. Политика перестройки. В середине 80-х гг. Беларусь, как и вся страна, вступила в период радикальных социально-политических и экономических преобразований, вошедших в историю под названием «перестройка».
Новым генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти 10 марта 1985г. К.У.Черненко был избран М.С.Горбачев, самый молодой в то время член Политбюро, ему было 54 года. Новый руководитель партии и государства понимал, что тяжелейшая экономическая ситуация в стране, моральный кризис общества, разорительная гонка вооружений, рост международной напряженности привели к тому, что советская модель социализма полностью себя исчерпала. Требовались срочные меры по модернизации системы, ее совершенствование.
В первый период своей деятельности главную свою задачу М.С.Горбачев видел в «совершенствовании развитого социализма». Соответственно этому в апреле 1985г. был взят курс на «ускорение социально-экономического развития». Под ускорением социально-экономического развития СССР тогда понималось повышение темпов экономического развития на основе интенсификации производства, развития научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, новых форм организации, управления и стимулирования труда.
Первостепенное внимание уделялось развитию машиностроения. Планом на двенадцатую пятилетку (1986-1990гг.) на развитие этой отрасли промышленности выделялось вдвое больше средств, чем в одиннадцатой пятилетке. Планировалось в 1990г. 90% продукции машиностроения вывести на мировой уровень.
Одновременно намечались меры по коренной, как тогда думалось, перестройке хозяйственного механизма, а именно: 1) расширялись права предприятий, их самостоятельность; 2) внедрялся хозрасчет и экономические нормативы; 3) упрощалась структура управления.
Первые шаги в осуществлении курса на ускорение привели к некоторому оживлению экономической жизни. Сначала в целом успешно выполнялись планы двенадцатой пятилетки, росло производство. Однако в дальнейшем жизнь показала, что без глубоких демократических преобразований, без слома отжившей административно-командной системы невозможно обеспечить радикальные изменения в жизни общества. Именно административно-командная система стала главным препятствием на пути радикальных преобразований, оплотом консервативных сил и бюрократизма. Народное хозяйство СССР, в том числе и Беларуси, продолжало работать по старым схемам, используя приказы, штурмовщину, корректировку в сторону уменьшения планов, выбивание все новых ресурсов, средств и т.д. Механизм ускорения и перестройки хозяйства никак не мог сломать механизм торможения, стали не выполняться планы, опустели полки магазинов.
Следует отметить, что курс на ускорение изначально имел серьезный недостаток: он предлагался для экономики, которая переживала стадию стагнации. Это говорило о том, что анализа прошлых провалов сделано не было.
Вместе с тем, в ходе осуществления курса на ускорение социально-экономического развития страны делались первые шаги в направлении рыночных отношений. Было введено самофинансирование предприятий и изменен механизм распределения прибыли. Если раньше большая часть прибыли шла в бюджет,то теперь предприятия, переведенные на самофинансирование, большую часть прибыли оставляли у себя и могли свободно ею распоряжаться.
Однако очень скоро стало ясно, что прогрессивный и разумный принцип самофинансирования без соответствующих изменений в системе управления работать не мог. Прибыль предприятия зависела не столько от работы самого предприятия, сколько от определяемых сверху цен, планов выпуска продукции, обеспечения сырьем и топливно-энергетическими ресурсами. В этих условиях министерства легко могли сделать рентабельное предприятие нерентабельным и, наоборот, путем изменения цен на сырье и ресурсы, увеличения или уменьшения планов и т.д.
К осени 1986 г. стало очевидно, что значительных изменений в осуществлении курса на ускорение социально-экономического развития страны добиться не удается. Отрицательно сказались и непродуманность концепции ускорения, а также авария на ЧАЭС, землетрясения в Армении и Таджикистане, падение мировых цен на нефть и газ, поспешная и экономически не просчитанная противоалкогольная кампания.
В это же время в высших эшелонах власти началась смена кадров, которую можно назвать «кадровой революцией». За 1985-1990 гг. ЦК ПСС обновился на 85%, больше, чем во времена Сталина. На почетные пенсии уходила «брежневская гвардия» В.В.Гришин, Д.А.Кунаев, Г.В.Романов, Г.А.Алиев, Н.А.Тихонов, А.Н.Кириленко и другие. В руководстве партии и правительства появились новые люди – Н.И.Рыжков, Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлев, Л.Н.Зайков, Б.Н.Ельцин.
Были сделаны первые шаги по либерализации политического режима: в 1986г. академик А.Д.Сахаров был возвращен из ссылки, произошли первые изменения в духовной жизни советских людей, усилился их интерес к недавнему историческому прошлому страны.
Неудачи в экономической сфере подвигли политическое руководство СССР к реформированию политического строя страны, что было зафиксировано в решениях январского (1987г.) Пленума ЦК КПСС. «Больше демократии, больше социализма, гласность» - становятся главными лозунгами перестройки. Целью этой либеральной политической реформы было придание социализму «человеческого лица».
Была резко ослаблена цензура, что привело к переосмыслению советской истории. Публикуются произведения, запрещенные цензурой: «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Чевенчук», «Котлован» А.Платонова, «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д.Гранина, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, произведения А.И.Солженицына, И.Бродского, В.Аксенова, В.Максимова и других.
Публицистические работы Н.Шмелева, О.Лациса, И.Клямкина, П.Попова и др. показывали несовершенство политической и экономической системы, заставляли задумываться о природе ее недостатков, вариантах совершенствования. Острыми стали телепередачи, репертуар театров и кино.
Население СССР было в те годы самой читающей страной мира. Газеты и журналы шли нарасхват. Публикации обсуждались всюду: дома, на работе, в транспорте, вызывали неоднозначную оценку.
В 1987г. решением Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А.Н.Яковлевым по реабилитации жертв сталинских репрессий. Были реабилитированы Л.Каменев, Г.Зиновьев, А.Рыков, Н.Бухарин, потом и Л.Троцкий, были признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации, преступными и незаконными – против народов, которые были насильственно переселены в годы сталинизма. Процесс десталинизации был завершен, что стало важнейшей заслугой перестройки.
Начиная либерализацию политического режима, власть полагала, что ей удастся сохранить контроль над обществом. Однако «гласность и демократизация» вылились, в переосмысление всей советской истории, дискредитацию коммунистической идеи. Гласность переросла в самобичевание, саморазоблачение. Исторические события в соответствии с конъюнктурой подавались согласно требованию момента. Общество раскололось. Одни расценивали демократизацию общества как антисоциалистическую кампанию, другие считали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результата, третьи выступали за самые радикальные политические и экономические реформы
Если реформирование политического строя страны шло с трудом, но шло, то в экономике ситуация не улучшалась. Она оставалась самым слабым местом в реформах М.С.Горбачева. В июне 1987г. в этом направлении был сделан еще один шаг: от курса на ускорение было решено перейти к т.н. «радикальной экономической реформе». Был принят закон «О государственном предприятии, а затем еще 12 постановлений, составивших целый том под названием «О коренной перестройке управления экономикой».
Реформой предусматривалось заменить существующую систему планирования и перейти к госзаказу, сначала обязательному, а затем добровольному, который не должен был охватывать 100% мощностей предприятия. Планировалось постепенно перейти от распределения ресурсов по фондам и нарядам к оптовой торговле средствами производства, ввести договорные и самостоятельно определяемые цены, перевести предприятия на самофинансирование, самоуправление и самоокупаемость. Очевидно, что в ходе реформы планировалось перейти от административных методов руководства народным хозяйством СССР к экономическим.
Но и эта радикальная экономическая реформа не привела к ожидаемым изменениям в народном хозяйстве, которое продолжала сползать к кризису. Экономика по-прежнему ориентировалась не на потребителя и его запросы, а на валовые показатели. Продолжалась мелочная опека предприятий со стороны министерств и ведомств, уменьшить госзаказ не удавалось. Ограничение денежной эмиссии и жесткие условия кредитования сочетались с многомиллиардными ссудами и отсрочками погашения ранее взятых кредитов. Консервация многих новостроек, сокращение аппарата управления мирно соседствовало с новым строительством, с созданием новых органов управления. Ничего не получилось с оптовой торговлей ресурсами и средствами производства, большая часть которых все равно распределялась по фондам и нарядам. Цели реформы никак не претворялись в реальные дела, и в итоге нужная и, кажется, неплохо продуманная реформа фактически была сорвана. Вновь проявился разрыв между словом и делом.
В июне 1988г. руководители некоторых союзных республик бывшего СССР с целью, как тогда представлялось, углубления радикальной экономической реформы, ее совершенствования, быстрейшего выхода из кризисного положения предложили перейти на республиканский или региональный хозрасчет. На практике эти радикальные предложения привели к быстрому разрушению единого экономического пространства СССР. Начались конфликты между центральными и местными властями, когда последние запрещали вывозить продукцию местной промышленности, проводили собственную ценовую политику, отказывались выполнять обязательства по хозяйственных договорах. Стали рушиться старые хозяйственные связи, стал очевиден паралич власти.
На ХІХ конференции КПСС в июне-июле 1988г. подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с административно-командной системой, консерватизмом партаппарата, бюрократизмом, которые и составляли главное звено торможения. На конференции принимается решение о создании «социалистического правового государства», в котором вся власть должна принадлежать Советам, а высшим органом власти – съезд народных депутатов.
1-ый съезд народных депутатов СССР в мае 1989г. вызвал огромный общественный интерес. Верховный Совет стал постоянно работающим парламентом, а М.С.Горбачев председателем Президиума. 3-й внеочередной съезд народных депутатов в марте 1990г. избрал М.С.Горбачева президентом СССР и отменил ст. 6 Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в жизни страны. Кроме того, на съездах был принят ряд новых законов, в частности о кооперации, индивидуальной трудовой деятельности, аренде и арендных отношениях, налогах, о собственности и другие. Эти законы положили начало формированию различных форм собственности, радикальной перестройке экономических и социальных отношений в стране.
А положение в экономике стремительно ухудшалось. В третьем квартале 1988г. началось падение производства, вскоре принявшее форму обвала. Начался глубокий и острый экономический кризис, который можно отнести к самым глубоким продолжительным в истории мирового хозяйства. Только за 1989-1991гг. падение национального дохода в СССР достигло 33%, что соответствовало уровню великой американской депрессии 1929-1933гг.
Резко обострились национальные отношения. В 1988-1990гг. между Арменией и Азербайджаном возникли противоречия вокруг Нагорного Карабаха, вылившиеся в продолжительную войну. В 1989 и в 1990гг. в Фергане произошли правовые столкновения между узбеками и турками-месхатинцами и в Ошской области Киргизии между коренным и приезжим населением. Обострились отношения Грузии и Абхазии, которые также вылились в войну. Тяжелая ситуация сложилась в Молдавии и Прибалтике в отношениях между коренным и русскоязычным населением.
Силовые методы решения межнациональных отношений сопровождались жертвами населения, как это было в Баку, Тбилиси, Вильнюсе и только обостряли ситуацию, усиливали националистические отношения.
Распад социалистического лагеря. Кризис в СССР охватил и весь социалистический лагерь. В конце 80 - начале 90-х гг. по странам социалистического лагеря прошла революционная волна в форме массовых антитоталитарных движений, которые привели к падению старых партийно-государственных правящих структур. Главным лозунгом этих движений стало восстановление демократических свобод и прав человека.
М.С.Горбачев отказался от традиции подавлять силой антикоммунистические массовые выступления в странах Восточной Европы. Кризис в СССР, ослабление позиций КПСС сделали невозможным имперские действия в отношениях к странам социализма. Именно этот аспект стал основным при присуждении М.С.Горбачеву Нобелевской премии мира за 1990г.
Распад Восточного блока в каждой из стран протекал не всегда одинаково: в одних он шел мирно, в других – в форме вооруженного восстания. Авангардную роль сыграли интеллигенция и студенческая молодежь. Демократические преобразования в мировой социалистической системе и ее распад начался с Польши, где руководство ПОРП в начале 1989г. вынуждено было начать переговоры с профсоюзом «Солидарность». Главным итогом этих переговоров стало решение о проведении летом 1989г. первых свободных демократических выборов, на которых правящая Польская объединенная рабочая партия потерпела поражение, в стране начался демонтаж социализма. В ГДР, население которой остро переживало раскол Германии, 9 ноября 1989г. была разрушена и ликвидирована «Берлинская стена» как символ разделения Германии. В ноябре 1989г. произошла т.н. «бархатная» революция в Чехословакии, а в декабре президентом этой страны стал известный диссидент В.Гавел. С 1 января 1993г. Чехословакия перестает существовать, вместо нее образовываются два самостоятельных государства – Чехия и Словакия. Кровавый характер приобрели события в Румынии и Югославии. Только Куба и Северная Корея остались на позициях советской модели социализма.
Таким образом, к 1990 году СССР подошел в состоянии глубокого экономического и политического кризиса. Политическое руководство страны катастрофически запаздывало с принятием необходимых решений по выходу из системного кризиса, что ставило под угрозу само существование СССР как единого государства.
§ 2. Начало процесса демократизации в БССР.
Гласность в Беларуси. Начало процесса демократизации в Беларуси было положено в январе 1987г., когда в соответствии с решениями январского Пленума ЦК КПСС был взят курс на демократизацию всех сфер жизни советского общества и реформирование политических институтов. На страницах республиканских журналов и газет, в телевизионных и радиопередачах сначала робко, а затем все более активно начала вестись полемика об условиях жизни общества, путях обновления социализма и его реформирования
На волне гласности в республике резко возрос интерес белорусского народа к проблемам национальной истории и культуры. Стали возникать многочисленные неформальные клубы и объединения по изучению литературного и исторического наследия, краеведения, среди которых выделялись «Талака», «Паходня», «Узгор’е» и другие. Белорусские культурные общества организовывались в Москве, Литве, Латвии, Эстонии, многих других городах России и союзных республик.
Большую заинтересованность в республике вызвали процессы десталинизации советского общества. 14 июня 1988г. решением Совета Министров БССР была создана правительственная комиссия, которая расследовала место массового расстрела не менее 30 тыс. человек в течение 1937-1941гг. в лесном массиве Куропаты под Минском. Были выявлены места массовых расстрелов советских граждан в годы сталинских репрессий в Гомеле, Витебске, Борисове, Орше, Мозыре и других местах Беларуси.
В конце 1987г. был реабилитирован первый председатель рабоче-крестьянского правительства Беларуси Д.Жилунович. Всего к началу 1993г. в республике было реабилитировано 130 тыс. человек. Были приняты меры по обеспечению прав реабилитированных и их родных, компенсации материальных потерь.
Перевыборы Советов. Первые за многие десятилетия свободные и демократические выборы, когда граждане получили возможность выдвигать и избирать на альтернативной основе в высший орган государственной власти своих представителей, были выборы народных депутатов СССР в марте 1989г. Как и во всей стране, они прошли при большой активности населения, в открытой и напряженной борьбе. Всего от Беларуси на съезд
народных депутатов СССР было избрано 60 народных депутатов.
В октябре 1989г. Верховный Совет БССР принял закон о выборах народных депутатов Белорусской ССР и народных депутатов местных советов. Выборы по-новому в Верховный Совет БССР и местные советы прошли 4 марта 1990г. На 310 мест в белорусском парламенте претендовало 1769 кандидатов, но только 98 народных депутатов было избрано после первого тура голосований. Избирательная кампания превратилась в настоящий марафон и даже после нескольких повторных выборов в конце 1991г. в Верховном Совете БССР оставалось 11 вакантных мест. Такая же ситуация наблюдалась и в местных советах. Тем не менее, в результате выборов значительно обновились и Верховный Совет БССР, и местные советы, оживилась их работа.
После выборов были сформированы руководящие органы Советов. В мае 1990г. сессия Верховного Совета БССР избрала председателем Верховного Совета Н.И.Дементея, его первым заместителем С.С.Шушкевича, заместителем – В.И.Шаладонова. Были избраны также председатели постоянных комиссий, их заместители, секретари.
Пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР, собравшаяся после августовского путча 1991г. удовлетворила просьбу Н.И.Дементея об отставке. В сентябре 1991г. на альтернативной основе председателем Верховного Совета был избран С.С.Шушкевич, которого в январе 1994г. отозвали с этой должности. Председателем парламента был избран М.И.Гриб.
Верховный Совет БССР в обстановке гласности, борьбы разных взглядов и позиций, плюрализма мыслей развернул законодательную деятельность по подготовке новой Конституции БССР, реформированию политической системы, экономики, всего общественного строя. Однако депутатам в их работе не всегда хватало профессионализма.
Острой проблемой для республики стала ликвидация последствий аварии на чернобыльской АЭС. Верховный Совет принял несколько законов по социальной поддержке людей, пострадавших в результате этой аварии. В ходе их выполнения только в 1991г. было освоено капиталовложений на 500 млн. рублей больше, чем за предшествующие четыре года.
Возникновение новых политических партий. В соответствии с законом СССР «Об общественных организациях», принятом в 1990г. и направленном на реформирование политической системы, советские люди получили право на образование объединений и товарищества, а также политических партий. Однако в республике неформальные объединения стали возникать значительно раньше. В июне 1989г. на съезде в Вильнюсе организационно оформился Белорусский народный фронт. В программном заявлении подчеркивалось, что БНФ выступает за перестройку общества на принципах демократии и социальной справедливости, правовое государство, реальный суверенитет Беларуси. БНФ создал в Верховном Совете парламентскую оппозицию.
В ноябре 1990г. прошел учредительный съезд Объединенной демократической партии Беларуси. Главной целью этой партии является строительство демократического общества с приоритетом общечеловеческих ценностей. По своей ориентации ОДПБ стала организацией общедемократической направленности, выступая за свободу личности, частную собственность, семейные традиции.
Для защиты политических прав и экономических интересов крестьянства в феврале 1991г. была создана Белорусская крестьянская партия. Главной своей задачей партия считает осуществление земельной реформы, создание фермерских хозяйств и преобразование колхозов и совхозов в ассоциации и акционерные товарищества. Крестьянам, считает эта партия, необходимо вернуть право собственности на землю.
В республике стали возрождаться и социал-демократические традиции. Группа народных депутатов Беларуси, ученых и писателей организовала Белорусскую социал-демократическую громаду (БСДГ), учредительный съезд которой прошел в 1991г. В программном заявлении партии говорилось, что задачи партии основаны на общечеловеческих ценностях и традициях белорусской социал-демократии начала ХХ века. Основной целью БСДП считает строительство свободного и демократического общества, основанного на принципах свободы, равенства, приоритета права. При этом партия выступает за преобразование общества с помощью реформ, без насилия при достижении своих целей, строго соблюдая Конституцию и законодательство.
В июне 1990г. была образована Национально-демократическая партия Беларуси. Цель партии – создание независимого демократического белорусского государства, возрождение исторической памяти, языка и культуры, национального самосознания белорусов. Согласно устава этой партии, ее членом может быть любой гражданин республики, который владеет белорусским языком и осознает себя белорусом.
В последующие годы были образованы Партия народного согласия, Белорусское христианско-демократическое объединение, ряд независимых профсоюзных и молодежных организаций.
Образование политических партий, объединений и товариществ свидетельствовало о глубоких изменениях в общественной жизни и развитии демократии. Несмотря на небольшой количественный состав, они содействовали возникновению в республике парламентской оппозиции, расширению прав граждан, плюрализму мыслей, новым подходам к решению сложных проблем общественного бытия. Многопартийность означала конец монополии коммунистов на власть. Под воздействием этих процессов стали высказываться идеи о необходимости реформирования правящей коммунистической партии, ее демократизации и превращения в партию парламентского типа. После августовского путча 1991г. некогда единая КПБ расколется на две самостоятельные партии – Партию коммунистов Беларуси и Коммунистическую партию Беларуси. Эти две политические партии объединяют сторонников социалистической перспективы, преобладание государственного сектора в экономике, но и выступают за поддержку производства других форм собственности.
Беларусь на международной арене. Впервые на международную арену в качестве самостоятельного члена международных отношений Беларусь вышла после Великой Отечественной войны. 1 февраля 1944г. Верховный Совет СССР принял закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. Верховный Совет БССР в марте 1844г. закрепил в Конституции республики право вступать в непосредственные отношения с зарубежными странами, заключать с ними соглашения, обмениваться с ними дипломатическими и консульскими представителями. Был образован Народный комиссариат иностранных дел БССР (с 1946г. – Министерство иностранных дел). Эти меры благоприятно сказывались на усилении позиций БССР на международной арене, но реального повышения самостоятельности Беларуси в международных делах не произошло. По-прежнему, международная деятельность осуществлялась центральными органами СССР, которые не собирались делиться своей монополией на эту деятельность.
На Крымской конференции руководителей Англии, США и СССР в феврале 1945г. была достигнута договоренность о представительстве в создаваемой Организации Объединенных Наций одновременно с СССР двух с 16-ти союзных республик – Беларуси и Украины. Учредительная конференция в Сан-Франциско, проходившая в апреле-июне 1945г. включила СССР, БССР и УССР в число основателей ООН. Основанием для этого решения стал формально суверенный характер этих союзных республик, а также признание мировым сообществом вклада белорусского и украинского народов в разгром гитлеровской Германии. 26 июня 1945г. БССР подписала Устав Организации Объединенных Наций.
Членство республики в ООН открыло перспективу от участия, правда в русле союзных инициатив, в обсуждении мировым сообществом важных проблем международной жизни, а также включения в состав специализированных международных учреждений – Всемирный почтовый союз, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация охраны здоровья охраны здоровья, Международная организация труда, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры) и ряд других. Представители БССР в этих международных организациях выступали в поддержку советских предложений о наказании военных преступников, по укреплению международной безопасности, разоружению, против угрозы новой войны, за урегулирование послевоенных европейских проблем. ЬССР участвовала в разработке мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии во второй мировой войне и подписала их с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией. Всего с 1944 по 1955 гг. республика подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций.
Однако инициативы БССР определялись союзным руководством, самостоятельно республика не могла участвовать в решении международных проблем, всегда обязана была поддерживать советские предложения. Например, когда в декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН обсуждала всеобщую декларацию прав человека, то делегация БССР воздержалась. Сталинскому режиму, при котором происходили массовые нарушения прав человека, не нужен был международный акт, определявший требования мирового сообщества и соблюдению элементарных прав человека. При этом позиция советских делегаций лицемерно обосновывалась декларативностью документа, отсутствием гарантий для его осуществления. Без согласования с соответствующими органами БССР высшее политическое руководство СССР уточняло государственную границу с Польшей, о членстве БССР в международных организациях.
«Холодная война» между двумя противоположными общественно-экономическими системами, «железный занавес» между советским обществом и внешним миром обусловили ограниченный характер связей республики с зарубежными странами. Они были эпизодическими даже со стороны социалистического лагеря. Негативно влияла на развитие международных связей подозрительность некоторых силовых структур ко всем, кто имел контакты с гражданами зарубежных стран, а также начавшаяся во второй половине 1940-х – начале 50-х гг. кампания борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Именно так могли квалифицировать естественный интерес советских людей к опыту общественной жизни в зарубежных странах, достижениям в развитии науки, техники, образования и культуры.
Основными формами обмена духовными ценностями был в те годы книгообмен и взаимный перевод произведений художественной литературы. В первое послевоенное десятилетие республиканские издательства выпустили 71 издание переводной литературы писателей и поэтов из зарубежных стран тиражом 2,7 млн. экземпляров, в том числе на белорусском языке 48 изданий тиражом около 850 тыс. экземпляров. За это же время 40 изданий произведений 17 деятелей белорусской литературы вышли за рубежом на албанском, польском, немецком, чешском, словацком, румынском и китайском языках. Это произведения М.Богдановича, Я.Коласа, Я.Купалы, П.Бровки, М.Лынькова, К.Крапивы и других. Дальнейшему развитию культурных связей между белорусским народом и народами зарубежных стран способствовала организация в 1952г. Белорусского товарищества по культурным связям с зарубежными странами, хотя решение о его организации было принято еще в 1946г.
Только после смерти Сталина появились первые признаки позитивных изменений в деле о международных связях БССР. В 1953г. СМ БССР было создано управление по иностранному туризму, а в 1955г. Беларусь посетили первые группы туристов из многих стран мира и более 100 граждан Беларуси побывали за рубежом.
Таким образом, выход БССР на международную арену обусловил некоторую активизацию внешнеполитической деятельности. Вместе с тем, в условиях отсутствия реального суверенитета республика не имела самостоятельной позиции в международных отношениях. Роль Беларуси в этой форме общественной жизни центром отводилась к поддержанию союзных инициатив, незначительному и жестко регулируемому участию в зарубежных экономических и культурных связях СССР. Сталинский режим отдавал приоритет изолированности советского общества от внешнего мира.
В годы т.н. «хрущевской оттепели» во внешнеполитическом курсе СССР произошли определенные изменения. В частности, был провозглашен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, отказались от тезиса о неизбежности войн, политики изоляции от внешнего мира, начались осуществляться практические меры по прорыву «железного занавеса» и т.д. В этих условиях возможность участия БССР во внешнеполитической деятельности значительно расширилась. Это происходило главным образом через заключение международных договоров и активизацию деятельности белорусских делегаций в международных организациях.
Если в конце 50-х гг. республика была участницей 54 международных договоров, соглашений и конвенций, то в середине 80 - более 160. За это время Беларусь приняла участие в работе 70 международных организаций. Были созданы постоянные представительства БССР при ООН в Нью-Йорке, Европейском отделении ООН в Женеве, ЮНЕСКО в Париже, международных организациях в Вене.
Однако и в эти годы внешнеполитическая деятельность БССР происходила в русле международной деятельности СССР, скоординированной политики стран – членов Варшавского договора и Совета Экономической взаимопомощи. Хотя внешнеэкономическая деятельность БССР и расширилась, но самостоятельности на международной арене республика по-прежнему не имела.
Но, несмотря на полную зависимость от центра, внешнеполитические акции Беларуси имели определенные положительные итоги: мир больше узнавал о белорусском народе, а подписанием международных договоров республика вносила свой вклад в укрепление международной безопасности. Беларусь стала участником важнейших договоров: о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия; конвенции о запрещении разработки, производства и сохранения бактериологического оружия и многих других.
Однако и в этих международных договорах участие Беларуси было все же формальным актом, союзный центр не всегда допускал БССР к некоторым из международных договоров. Например, республика не стала участником Договора о нераспростр