ТЕМА 13. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

1. Коллизии законодательства в области наследования.

2. Международные договоры в области наследования. Минская Конвенция о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., двусторонние договоры.

3. Коллизионные вопросы наследования по завещанию. Завещательная дееспособность, форма завещания.

4. Особенности наследования недвижимого имущества.

5. Наследственные права иностранцев в РФ. Защита наследственных прав российских граждан в отношении открывшегося за границей наследства.

6. Переход имущества по наследству к государству, к государственным и общественным организациям.

7. Коллизионные вопросы в области семейного права.

8. Порядок регистрации браков с иностранцами. Консульские браки.

9. Личные и имущественные отношения между супругами иностранцами и между иностранцами родителями и детьми. Алиментные обязательства.

10. Признание браков, заключенных за пределами территории РФ.

11. Развод иностранцев в Российской Федерации. Развод российских граждан за границей. Расторжение браков российских граждан, постоянно проживающих за границей, в судах РФ.

12. Вопросы усыновления в международном частном праве. Международные конвенции по вопросам усыновления. Порядок усыновления.

 

1. Основной коллизионной привязкой к наследственным правоотношениям является личный закон наследодателя, однако данная коллизионная привязка понимается по-разному. Так, по российскому праву под личным законом наследодателя понимается право страны последнего места жительства наследодателя. В то же время во многих других государствах, а также в некоторых двусторонних договорах применяется не закон последнего места жительства, а закон гражданства наследодателя.

В наследственных отношениях с иностранным элементом практическое значение имеет вопрос о том, куда именно необходимо обратиться, чтобы получить свидетельство о праве на наследство в виде заграничного имущества. Для этого необходимо определить место открытия наследства. В соответствии с российским законодательством местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, то есть место, где наследодатель постоянно или преимущественно проживал до своей смерти. Следовательно, местом открытия наследства после смерти граждан РФ, временно проживавших за границей и умерших там, является их постоянное место жительства в РФ до выезда за границу, и для получения свидетельства о праве на наследство наследникам следует обратиться к российскому нотариусу. Что касается граждан РФ, постоянно проживающих за границей, то местом открытия наследства будет та страна, где они проживали до смерти. Правоустанавливающие документы на наследство в этом случае выдаются компетентным органом такой страны либо, если это допускается иностранным законодательством и условиями международных соглашений РФ, консульскими учреждениями РФ. Аналогичные правила применяются и к иностранным гражданам на территории РФ. Например, если иностранец постоянно проживает в России на основании вида на жительство, то местом открытия наследства после его смерти будет Россия.

2. В международном частном праве наследственные правоотношения наиболее различаются в правовом регулировании разными странами. В данной области действует наименьшее количество унифицированных норм. Среди немногих можно назвать: Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания 1973 г., Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 и некоторые другие, в которых РФ не участвует. На региональном уровне среди международных договоров, в которых участвует РФ, можно назвать прежде всего Минскую конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

3. Способность же лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещать имел место жительства в момент составления завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

В РФ, в отличие от некоторых других государств, на отношения по наследованию по завещанию не распространяется принцип автономии воли, поскольку коллизионные нормы, определяющие применимое право к наследованию, являются императивными. При составлении завещания возникает вопрос о завещательной дееспособности, которая согласно нормам российского права определяется по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления завещания. Однако в некоторых двусторонних договорах с участием РФ в данном случае установлена привязка к праву государства, гражданином которого завещатель являлся в момент составления завещания. Поскольку согласно п.4 ст.15 Конституции РФ нормы международных договоров имеют приоритет перед нормами российского законодательства, во многих случаях привязка к месту жительства завещателя не действует.

Останавливаясь на вопросах автономии воли наследодателя нельзя не заметить, насколько различается в этом вопросе правовое регулирование в России и стран СНГ, несмотря на наличие международных договоров с этими странами. Так, согласно нормам права Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана к отношениям по наследованию применяется закон последнего места жительства наследодателя, но лишь в том случае, если последний не избрал для регулирования наследования закон гражданства. На первый взгляд может показаться, что особой разницы нет, однако на практике данная норма позволяет избежать определенных проблем в правовом регулировании наследования по завещанию. Допустим, что российский гражданин, проживающий на территории РФ, обладает двумя домами одинаковой стоимостью – один в Лондоне, а другой в Москве – и желает их передать по наследству: первый – своей дочери, проживающей в Лондоне, второй – своему сыну, живущему в Москве. Этот справедливый раздел будет нарушен, если дочь на основании российского наследственного закона потребует свою обязательную долю в московском доме, тогда как сын не сможет поступить аналогичным образом в отношении дома в Лондоне, т.к. английский закон не знает обязательной доли для детей. В том же случае, если бы наследодатель мог сам выбрать применимое право, которое применялось бы к наследованию его имущества, данных проблем уже не было.

4. В РФ установлена привязка к праву местонахождения вещи, если речь идет о наследовании недвижимого имущества. Отнесение имущества к движимым или недвижимым определяется по праву страны, где это имущество находится. В РФ к недвижимому имуществу относится в том числе и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

5. В Российской Федерации иностранцам в области наследственного права предоставляются одинаковые права с российскими гражданами. Так, иностранные граждане могут в соответствии с законодательством Российской Федерации наследовать и завещать имущество, следовательно, они могут быть и наследниками на равных основаниях с российскими гражданами. Следует отметить, что в отношении наследования иностранцами в Российской Федерации никаких ограничений не установлено, т.е. им предоставляется в области наследования национальный режим независимо от того, проживают они в Российской Федерации или нет. Предоставляя иностранцам национальный режим в области наследования, российское право не ставит условия о взаимности, т.к. именно из этого принципа исходят и договоры о правовой помощи, предусматривающие, что граждане одной страны в отношении наследования полностью приравниваются к гражданам другой страны.

В отношении налогообложения в области наследования на иностранцев распространяется тот же режим, что установлен в отношении отечественных граждан. Это означает, что доходы в денежной и натуральной форме, полученные наследником от физических лиц, за исключением авторских вознаграждений, налогообложению не подлежат. За строение, помещение и сооружение, перешедшие по наследству, налога взимаются с наследников с момента открытия наследства. Налогообложению с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, подлежат жилые дома, квартиры, дачи, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, валютные ценности, ценные бумага и иное имущество. Следует отметить, что во многих иностранных государствах налогообложение таких объектов доходит до 80%, возрастающее иногда прямо пропорционально степени родства наследников.

Что касается наследственных сумм, причитающихся иностранцам, то они переводятся из Российской Федерации за границу беспрепятственно, но при наличии взаимности в отношении переводов со стороны соответствующего иностранного государства.

Если речь идет о российском гражданине, который умер на территории иностранного государства, то здесь важную роль играет также консул РФ, поскольку движимое имущество умершего в данном случае, как правило, передается консулу Российской Федерации по его требованию, для того чтобы он мог с ним поступить по законам своей страны. Таким образом, консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества. Все последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются соответствующим соглашением Российской Федерации с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях Российской Федерации с этой страной. Важную роль в охране наследственных прав российских граждан за рубежом призваны играть консульские представители Российской Федерации. Если консулу становится известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в Российской Федерации российских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел Российской Федерации. Согласно ряду консульских конвенций, заключенных с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. На практике в этих случаях очень часто возникает необходимость незамедлительно принять срочные меры по охране наследственных прав. В этом отношении важную роль могут сыграть действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан.

6. Следует отметить, что в данном случае тоже имеется понятие о выморочном имуществе – имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников. В иностранных государствах имущество признается выморочным, если у умершего гражданина (наследодателя) нет наследников по закону, и по каким-либо причинам им не было составлено завещание или завещание им было составлено, но оно было признано недействительным. По российским законам в этих случаях имущество переходит к государству как наследнику, а в некоторых странах государство получает это имущество по так называемому праву оккупации, то есть, поскольку это имущество является бесхозным, оно должно перейти к государству.

Различия в обосновании права государства на выморочное имущество имеют существенное практическое значение. Например, российский гражданин умер за границей, и у него нет никаких законных наследников. Если считать, что имущество должно перейти к государству как к наследнику, то имущество умершего гражданина должно перейти к Российскому государству. Если же считать, что это имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому государству, на территории которого этот гражданин умер или осталось его имущество. Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

7. В брачно-семейных отношениях речь идет о т.н. «иностранных» браках в тех случаях, когда, например, брак заключается лицами, являющимися иностранцами по отношению к друг другу, либо гражданами одного государства, но заключенными за границей. Поскольку в данной области правовое регулирование государств наиболее сильно отличается (например, в одних странах признаются однополые браки и полигамные браки), то на практике это приводит к возникновению т.н. «хромающих» браков, когда брак признается в одном государстве и не признается в другом.

В МЧП к брачно-семейным отношениям относятся:

- заключение и расторжение брака

- определение режима имущества между супругами

- регулирование алиментных обязательств

- усыновление и связанные с ними вопросы.

Основными коллизионными привязками в данной области являются личный закон и закон места заключения брака.

8. Вопросы формы и порядка заключения брака относятся к публично-правовым и решаются каждым государством на основе своего законодательства. Следовательно, эти нормы применяются независимо от того, кем являются субъекты правоотношения – собственные граждане или иностранные. Так, в РФ форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ. Однако что касается условий заключения брака, то по российскому праву они определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, но с соблюдением требований Семейного кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Таким образом, получается, что должны соблюдаться как материальные условия, содержащиеся в личном законе брачующихся, так и материальные условия российского права. К обстоятельствам, которые препятствуют заключению брака, относятся запрет браков между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями и усыновленными, а также между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Если оба гражданина РФ проживают за пределами территории РФ, то брак между ними возможно зарегистрировать в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. К таким бракам применяется российское право. Аналогично может быть заключен и брак между иностранцами на территории РФ, т.е. в дипломатических представительствах или консульских учреждениях этого иностранного государства. Однако для заключения подобного брака есть несколько ограничительных условий. Во-первых, требуется наличие взаимности, т.е. в этом иностранном государстве должны признаваться браки, заключенные в российских дипломатических представительствах или консульских учреждениях. Во-вторых, супруги в момент заключения брака должны быть гражданами государства, назначившего консула или посла (т.е. по российскому праву не допускается признание смешанных консульских браков, т.к. оба супруга должны иметь гражданство того государства, которое назначило консула или посла).

9. В российском праве в новом СК РФ впервые появились нормы о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов. Главным принципом при регулировании данных отношений является территориальный, согласно которому права и обязанности супругов определяются правом государства, где они имеют совместное место жительства. Однако поскольку речь идет о т.н. международных браках, то возможна ситуация, когда супруги проживают в различных государствах. В этом случае применяется право государства, где они имели последнее место жительства. А в том случае, если они и вовсе не жили вместе, то согласно российскому праву будут действовать законы РФ.

Одним из главных новелл в области правового регулирования семейных отношений является признание принципа автономии воли сторон. Однако в силу специфики регулируемых отношений, он ограничен лишь двумя вопросами: брачный договор и соглашение по уплате алиментов. Таким образом, теперь супруги по данным вопросам могут выбрать применимое право, но при условии, что они не имеют общего гражданства или места жительства.

Следует отметить, что в некоторых международных договорах, в частности в Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., установлены несколько иные правила относительно личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов, а именно если супруги имеют одно гражданства, но проживают на территории различных государств – участников данной конвенции, то применяется закон гражданства.

Одним из важных вопросов в области семейного права является установление и оспаривание отцовства (материнства). Согласно СК РФ данный вопрос подчинен законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Т.е. даже если ребенок впоследствии приобрел другое гражданство, установление отцовства (материнства) все равно будет происходить по праву государства, гражданином которого ребенок являлся по рождению. Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.

Что касается прав и обязанностей родителей и детей, а также алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи, то они также определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии такового если речь идет о содержании несовершеннолетнего ребенка, то вопрос решается по праву государства, гражданином которого является ребенок, причем на момент вынесения решения, а не на момент рождения. Если речь идет об алиментных обязательствах совершеннолетних детей, то отношение подчиняется праву государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

10. Признание брака, заключенного за границей, зависит от того, участвуют ли в них российские граждане. Так, брак между лицами, где хотя бы один из них является российским гражданином, и заключенный за пределами РФ, признается действительным в РФ, если соблюдены законы государства, в котором заключен брак и отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака. А браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации, признаются в РФ действительными, если соблюдены законы государства, на территории которого они заключены. Таким образом, в последнем случае ст. 14 СК РФ (обстоятельства, препятствующие заключению брака) не учитывается, и для признания брака достаточно того, что соблюдено иностранное законодательство.

11. Коллизионные вопросы могут возникнуть также и при расторжении брака, т.к. необходимо определить закон, по которому будут разводится супруги, Так, некоторые страны используют привязку к закону места жительства разводящихся супругов, другие – закон страны суда. Кроме того, решение о разводе, принятое в одном государстве, может быть не признано в другом государстве (например, из соображений противоречия публичного порядка).

На территории РФ расторжение брака между российскими гражданами, российским гражданином и иностранцем, а также между иностранцами производится по российскому праву. Кроме того, если оба супруга проживают за пределами РФ и хотя бы один из них гражданин РФ, то брак может быть расторгнут в суде РФ. Причем, если согласно российским законам брак может быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния, то этот брак можно расторгнуть в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ.

В РФ также признается расторжение брака за пределами РФ при условии соблюдения всех требований иностранных законов. Так, если речь идет о расторжении брака, в которых участвует российский гражданин, то необходимо лишь соблюдение порядка и компетенции органа по расторжению брака. В случае же, если необходимо признать расторжение брака между иностранными гражданами, то оно будет признано с учетом соблюдения не только процедуры расторжения брака, но и всех остальных требований того государства, в котором произошел развод.

12. Огромное значение имеет также коллизионное регулирование вопросов усыновления. На международном уровне основные вопросы усыновления (удочерения) разрешаются в Европейской Конвенции об усыновлении детей 1967 г. Правовому регулированию этих вопросов посвящены также Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях» и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Основным коллизионным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления определяются по российскому законодательству. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:

1) по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

2) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ).

 

Рекомендуемая литература

 

1. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей – российских граждан. – Российская юстиция, 2001, № 7, с. 32-34.

2. Лалетина А.С. Коллизионные нормы, регулирующие имущественные отношения супругов в законодательстве иностранных государств. – Московский журнал международного права, 2004, № 1, с. 189-197.

3. Лягард П. Единое общеевропейское регулирование имущественных отношений супругов и наследования. – Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса, 2002-2003, № 2, с. 455-465.

4. Малая Т.Н. Некоторые вопросы наследования по завещанию в международном частном праве. – Журнал международного частного права, 2004, № 2, с. 3-9.

5. Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М., 2005, с. 181-213 (Глава 5 «Имущественные отношения супругов в международном частном праве»).

6. Хаас у. Единое европейское пространство по делам о наследстве. – Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса, 2002-2003, № 2, с. 477-539.

7. Шебанова. Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. М.,1995.

8. Швыдак Н.Г. Международная унификация коллизионных норм семейного права. – Право и экономика, 1995, № 15-16.

 

 

ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

1. Понятие международного гражданского процесса. Источники правового регулирования. Универсальные, региональные, двусторонние международные договоры. Национальное законодательство России и зарубежных стран.

2. Понятие международной подсудности. Критерии определения подсудности. Пророгационные и дерогационные соглашения. Исключительная компетенция. Международно-правовое понимание и национальное регулирование исключительной компетенции. Вещные и обязательственные иски. Lis pendens. Негативный установительный иск.

3. Понятие правовой помощи. Международно-правовое и национальное регулирование порядка оказания правовой помощи. Судебные поручения. Административный порядок направления поручений. Упрощенный порядок. Гаагские конвенции 1965 и 1970 года.

4. Признание и исполнение иностранных судебных решений. Международно-правовые и национальные источники. Понятие взаимности. Доказательства существования взаимности. Возможность признания и исполнения иностранного решения на основе взаимности. Многосторонние конвенции (Брюссельская и Луганская конвенции). Региональные договоры (СНГ). Двусторонние договоры. Различные системы исполнения решений. Экзекватура. Принципы признания и исполнения иностранных судебных решений.

5. Основания для отказа в признании и исполнении. Основания частного характера. Основания публичного характера. Оговорка о публичном порядке. Понятие, практика применения иностранными и российскими судебными органами.

 

 

1. Международный гражданский процесс – комплексный институт международного частного права, регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных и международных процедур, определенных в процессуальных нормах, направленных на защиту и установление гражданских прав.

Признаки международного гражданского процесса:

- наличие в правоотношении иностранного или международного элемента;

- процесс необходим для определения или защиты гражданских прав;

- процесс носит публичный характер, поскольку связан с реализацией властных полномочий государственного или международного органа;

- взаимосвязь и взаимодействие органов разных государств и международных судов, реализующих функции защиты и установления гражданских прав.

Примерный состав международного гражданского процесса:

- международная подсудность;

- процессуальное положение иностранных граждан и юридических лиц;

- судебные доказательства по делам с участием иностранных лиц;

- порядок установления содержания подлежащего применению иностранного закона;

- иностранные судебные поручения;

- признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений и решений международных коммерческих арбитражей;

- проведение трансграничного банкротства;

Некоторые многосторонние международные договоры по вопросам гражданского процесса (действующие для России):

- Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954г.;

- Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965г.

- Гаагская конвенция о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970г.

- Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г.

- Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.

- Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судом на территориях государств – участников Содружества 1998г.

2. Международная подсудность – полномочия, компетенция национальных судов по рассмотрению споров с участием иностранных лиц.

Системы определения международной подсудности:

- По признаку фактического присутствия ответчика (Англия).

- По признаку гражданства сторон спора (Франция)

- По признаку места нахождения ответчика (Германия)

В России для определения международной подсудности российских судов используются общие правила территориальной подсудности (по месту нахождения ответчика).

По вопросам разграничения международной подсудности (юрисдикции) в европейских странах действуют Брюссельская конвенция ЕЭС о юрисдикции и принудительном исполнении иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1968г. и Луганская (Параллельная) конвенция ЕАСТ 1988г. (международная подсудность в обеих конвенциях основана на критерии места нахождения ответчика).

Одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса является конфликт юрисдикции. Он может проявляться в двух вариантах:

- отрицательный конфликт, когда два и более государств отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции;

- положительный конфликт, когда два и более государств претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам.

Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикции.

Виды международной подсудности:

- исключительная международная подсудность: спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

- альтернативная международная подсудность: стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

-договорная международная подсудность: определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

ГПК РФ (ст.401) и АПК РФ (ст. 37, 249) допускают возможность заключения пророгационных и дерогационных соглашений.

Пророгационное соглашение – соглашение, наделяющее международной подсудностью национальный (российский) суд, который без такого соглашения международной подсудностью не обладал бы.

Дерогационное соглашение - соглашение, лишающее международной подсудности национальный (российский) суд, которому по общему правилу данный спор был бы подсуден.

В исключительную компетенцию (подсудность) своих национальных судов государство обычно включает разрешение споров, имеющих особое значения для этого государства или особо тесно связанных с ним: споры в отношении недвижимости, расположенной на территории государства, споры по правоотношениям, связанным с государственными реестрами и др.

Исключительная компетенция российских судов определена статьями 38, 248 АПК РФ и статьями 30, 304 ГПК РФ.

К перечню дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам, относятся:

- дела о праве на недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации;

- дела по спорам из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;

- дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;

- любые споры по делам, возникающим из публичных правоотношений;

- отдельные категории дел особого производства (ст. 403 ГПК РФ).

3. СССР и РФ заключили большое количество двусторонних международных договоров о правовой помощи. Целью их заключения является обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого.

Примерный перечень вопросов, обычно включаемых в подобные соглашения:

- сотрудничество между органами юстиции;

- определение и разграничение компетенции судов и применения права;

- процессуальные права иностранцев;

- исполнение поручений о правовой помощи;

- признание и исполнение решений по гражданским и семейным делам;

- признание и пересылка документов.

Международная правовая помощь – комплекс международных и национальных норм (в основном процессуального характера), регулирующих вопросы взаимодействия судов и органов юстиции разных государств по оказанию содействия друг другу в осуществлении своих функций.

Существуют два основания осуществления международной правовой помощи – международный договор и принципы международного права (взаимности и международной вежливости).

В мировой практике сложилось два подхода к оказанию правовой помощи: либеральный (передача основных полномочий органам, непосредственно оказывающим правовую помощь с сохранением координационной функции за центральным органом исполнительной власти) и административный (широкие контрольные полномочия единого органа исполнительной власти, взаимодействующего с судом, прокуратурой, нотариатом и т.д.).

Для международного гражданского процесса наиболее характерным видом правовой помощи является исполнение иностранных судебных поручений (вручение документов иностранным участникам процесса, получение и сбор доказательств, вызов свидетеля или эксперта и др.). Суд, исполняющий иностранное судебное поручение, применяет свои процессуальные нормы, лишь по просьбе другой стороны он может применить иностранные процессуальные нормы (если это не противоречит публичному порядку и входит в его функции). Под исполнением иностранных судебных поручений понимается:

- составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;

- предоставление вещественных доказательств;

- допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;

- сообщение информации о действующем праве и т.д.

Выполнение таких поручений основано на положениях международных договоров и национального законодательства.

Порядок направления просьб об оказании правовой помощи:

- направление просьбы (судебного поручения) запрашивающим органом непосредственно в компетентный орган запрашиваемой стороны.

- пересылка просьбы (судебного поручения) через центральные органы юстиции.

- дипломатический порядок.

В континентальном праве установлен общий порядок - судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Однако для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

Нормы АПК РФ, регулирующие институт исполнения иностранных судебных поручений, практически не отличаются от ранее действовавшего законодательства. Основания к отказу в исполнении иностранного судебного поручения содержатся в ч. 2 ст. 256 АПК РФ: оговорка о публичном порядке, отсутствие у суда надлежащей компетенции суда по исполнению поручения и неустановление подлинности иностранного судебного поручения. Соответствует обычной практике и порядок исполнения иностранного судебного поручения: согласно нормам АПК РФ, исключение возможно лишь при наличии международного договора. В данном случае закон не оставляет суду места для применения правил «международной вежливости».

Арбитражные суды РФ в свою очередь также могут направлять в иностранные государства судебные поручения. Порядок их оформления и пересылки определяется международными договорами с участием России (универсальными и двусторонними). В связи с тем обстоятельством, что не со всеми государствами Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи и не для всех государств имею силу многосторонние конвенции (Гаагские конвенции 1954г. по вопросам гражданского процесса, 1965г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, 1970г. о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам) российский суд может рассчитывать на исполнение своего поручения только в силу правил «международной вежливости».

Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает общее правило: поручение передается консульским путем. В пространстве СНГ возможно отступление от этого правила: суды соотносятся непосредственно, т.е. судебное поручение направляется в суд иностранного государства, где должно быть исполнено.

Судебное поручение и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ).

4. Иностранные судебные решения исполняются на основе международного договора или при условии взаимности.

Два способа признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения:

1. Выдача экзекватуры – судебный контроль за иностранным судебным решением, означающий придание ему юридической силы решения собственного суда.

2. Решение иностранного суда без придания ему юридической силы страной, где решение должно исполняться, выполняется органом исполнительного производства в том же порядке, что и решения собственных судов.

В Российской Федерации решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Для рассмотрения возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ, ст. 242 АПК РФ). Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;

2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;

3) заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства.

5. АПК РФ и ГПК РФ содержат примерно одинаковый перечень оснований для отказа арбитражным судом или судом общей юрисдикции в принудительном исполнении иностранного судебного решения (ст.244 АПК и ст.412 ГПК). Отказ допускается в следующих случаях, перечень которых является исчерпывающим:

- решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу (п.1(1) ст.244 АПК) или не подлежит исполнению (п.1(1) ст.412 ГПК);

- сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения (п.1(2) ст.244 АПК и п.1(2) ст.412 ГПК);

- рассмотрение дела в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в РФ (п.1(3) ст.244 АПК и п.1(3) ст.412 ГПК);

- имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, либо на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в РФ первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (п.1(4-5) ст.244 АПК и п.1(4) ст.412 ГПК);

- истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом (п.1(6) ст.244 АПК и п.1(6) ст.412 ГПК);

- исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации (п.1(7) ст.244 АПК) либо исполнение решения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности (п.1(5) ст.412 ГПК).

Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы международного гражданского процесса. СПб., 2003.

2. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. М., 2004.

3. Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2000.

4. Марышева Н.И. Международная правовая помощь и ее виды // Проблемы международного частного права М., 2000.

5. Марышева Н.И. Рассмотрение судами гражданских дел с участием иностранцев. М.,1970.

6. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М.,2001.

7. Павлова Н.В. Предварительные обеспечительные меры в международном публичном порядке. Автореф. диссертации к.ю.н.М.,2002.

8. Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международное право. Киев, 1990.

9. Шак Х. Международное гражданское процессуальное право. М.,2000.

10. Ярков В.В. Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции: Екатеринбург, 1999.

 

 

ТЕМА 15. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Процессуальное положение иностранных лиц. Особенности подтверждения правового статуса предпринимателей и юридических лиц. Требования к документам, предоставляемым в суд из-за рубежа. Консульская легализация. Апостиль. Двусторонние договоры.

2. Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц. Исключительная компетенция. Пророгационные соглашения о выборе арбитражных судов. Предварительные обеспечительные меры. Меры по обеспечению доказательств и предварительному обеспечению доказательств. Иммунитет государств и международных организаций.

3. Производство по делам с участием иностранных лиц в судах общей юрисдикции РФ в соответствии с нормами ГПК РФ 2002 года.

 

1. Постепенно в мировой практике утверждается подход, предоставляющий иностранцам равное процессуальное положение с отечественными лицами. В то же время, иностранный или международный статус лица диктует необходимость особого правового регулирования международного гражданского процесса, которое учитывало бы эту специфику. Таким образом, иностранец обладает особым процессуальным положением.

Процессуальное положение иностранных лиц в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (ст. 46, ст. 62), в ГПК РФ (ст. 398), АПК РФ (ст. 254), ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. (ст. 4), которые устанавливают принцип национального режима. Практически во всех государствах закреплено право иностранцев на судебную защиту и свободный доступ в суды. Однако в некоторых государствах существует институт судебного залога для иностранцев, т.е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае отказа истца от иска или проигрыша им процесса.

В ч. 1 ст. 254 АПК появилось новое положение о том, что процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации. Под процессуальными льготами можно понимать правила, допускающие более удобный правовой режим в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом, например при уплате судебных расходов, получении правовой помощи и т.д. Если раньше можно было говорить о том, что в силу национального правового режима иностранных лиц на них распространялись как общие, так и льготные правила, то теперь право на получение льгот иностранные лица имеют только в случаях, предусмотренных международными договорами.

В Арбитражном законодательстве закреплено требование о том, что иностранные участники процесса должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 254 АПК РФ). Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом (п. 1 ст. 399 ГПК РФ). Физическое лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью по своему личному закону, в Российской Федерации может быть признано процессуально дееспособным, если это соответствует российскому законодательству (п. 3 ст. 399 ГПК РФ). Практически юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.

Иностранные официальные документы могут быть приняты в качестве доказательств по делу только после прохождения одной из следующих процедур подтверждения юридической силы иностранного документа:

1) принятие документов без каких-либо дополнительных требований при условии их надлежащего и заверенного перевода на русский язык (фактически предоставление национального режима). Так, в рамках СНГ на основе соответствующих международных договоров (Минская конвенция 1993 г. и Киевское соглашение 1992 г.) документы, исходящие от официальных органов, принимаются без легализации при условии их перевода на русский язык, заверенный в установленном порядке, чаще всего нотариусом.

2) принятие документа без легализации путем проставления апостиля. В основе лежит Гаагская конвенция 1961г. об отмене требования легализации иностранных официальных документов. Данная конвенция предусматривает достаточно простую юридическую процедуру - удостоверение подлинности подписи и статуса лица, подписавшего документ, а в необходимых случаях - и подлинности печати или штампа, которым скреплен документ, - путем проставления апостиля. Гаагская конвенция 1961 г. распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. В качестве официальных документов по ст. 1 Гаагской конвенции 1961 г. рассматриваются:

- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

- административные документы;

- нотариальные акты;

- официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса;

3) придание документу юридической силы на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, т.е. со странами, с которыми у РФ заключены двусторонние договоры о правовой помощи, документы принимаются в качестве доказательств на условиях, установленных этими двусторонними договорами;

4) консульская легализация, которая действует в том случае, если нет указанных выше предпосылок и проводится в соответствии со ст.55 Консульского устава СССР. Функции по консульской легализации выполняют за границей - консульские учреждения Российской Федерации, а в России - Консульское управление Министерства иностранных дел.

Все документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться надлежащим образом заверенным переводом. В данной сфере правового регулирования можно обнаружить пробел, т.е. в российском законодательстве не определен порядок и форма надлежащего перевода документа, составленного на иностранном языке, на русский язык – официальный язык судопроизводства в РФ. Существующая практика нотариального заверения перевода документа на русский язык может надлежаще удостоверить только факт изготовления перевода определенным лицом (переводчиком), но не тождественность перевода его иностранному первоисточнику (оригиналу). Консульская легализация в этом случае также не всегда помогает решить проблему. Возможно, данный пробел следует устранить введением института судебных (официальных) переводчиков по примеру многих зарубежных стран.

2. Основную функцию гражданского процесса (в его широком понимании) - рассмотрение гражданских споров, включающих в себя разрешение споров, вытекающих из семейных и трудовых правоотношений, в России осуществляют две независимые судебные системы – суды общей юрисдикции и специальные (арбитражные) суды.

Применительно к гражданским спорам с участием иностранных лиц особой подведомственностью обладают арбитражные суды РФ. Они рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

В статье 247 АПК РФ определены критерии подведомственности споров арбитражным судам РФ, среди которых основным является критерий местонахождения ответчика на территории РФ, т.е. применяются общие правила территориальной подсудности. Вместе с тем, в законе определены и иные основания подсудности споров российским арбитражным судам, в том числе и их исключительная компетенция (ст.248 АПК РФ). Общим для них является признак наличия определенной тесной связи спорного правоотношения или предмета спора с Россией.

В целом правила международной подсудности российских арбитражных судов вполне отвечают современным тенденциям развития международного гражданского процесса, в достаточной мере учитывают национальные интересы и в то же время не расширяют чрезмерно российскую экстерриториальную юрисдикцию.

По делам с участием иностранных лиц арбитражные суды РФ в полной мере могут применять предварительные обеспечительные меры (ст.250 АПК РФ). При этом, конечно, необходимо учитывать ограничение принудительной юрисдикции российских судов пределами территории РФ.

Необходимо отметить и новое регулирование в АПК РФ традиционного процессуального института – судебного иммунитета иностранного государства. АПК РФ 2002 г. отошел от прежнего понимания государственного иммунитета как абсолютно исключающего подсудность иностранного государства российскому суду. Теперь иностранному государству в арбитражных судах РФ судебный иммунитет предоставляется только в том случае, если оно выступает в качестве «носителя власти», т.е. исполняет публичные, властные функции.

Функциональный характер судебного иммунитета международных организаций выражается в ограничении его пределов рамками, установленными соответствующим международным договором или федеральным законов.

Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом пот общим правилам АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных главой 33 указанного закона.

Согласно ст.254 АПК РФ иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. В то же время иностранные лица могут претендовать на процессуальные льготы, предусмотренные российским законодательством (льготы по уплате госпошлины и др.), только если это предусматривается международным договором.

Особый правовой статус иностранного лица, в частности его возможная территориальная отдаленность от места рассмотрения спора и связанные с этим трудности его надлежащего судебного извещения, неизбежные временные задержки, диктуют необходимость предоставления суду возможности продления общих процессуальных сроков рассмотрения дела на срок, предусмотренный международным договором о правовой помощи, а при отсутствии такого, - на срок до шести месяцев.

Однако, при наличии на территории РФ постоянного «представительства» иностранного лица (филиал, управление, постоянный представитель, уполномоченный на ведение дела и др.) его особый правовой статус не учитывается и применяются общие процессуальные сроки.

В части 4 статьи 254 АПК РФ такой институт международного публичного и международного частного права как реторсии получил свою конкретизацию относительно сферы процессуальных отношений – Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан. При этом по смыслу закона, основанием для применения реторсий выступают не обычные ограничения процессуальных прав иностранных лиц (такие ограничения в большей или меньшей степени предусмотрены законодательством практически всех государств), а именно ограничения, носящие дискриминационный характер в отношении российских лиц.

На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются общие гарантии в отношении лица, не владеющего официальным языком судопроизводства (русским), т.е. они имеют право пользоваться родным языком или свободно выбранным языком общения и пользоваться услугами переводчика (ч.2 ст. 12 АПК РФ).

3. Судопроизводство в судах общей юрисдикции РФ регулируется особым законом - ГПК РФ, но ввиду единства правовой природы гражданско-процессуальных правоотношений нормы данного закона, регулирующие производство с участием иностранных лиц, весьма сходны с нормами АПК РФ.

Среди особенностей ГПК РФ следует выделить:

- Привязку гражданской процессуальной правоспособности (дееспособности) иностранных лиц к их личному закону, который определяется почти таким же образом, как и в российском коллизионном законодательстве: для иностранных граждан личным законом будет право страны гражданства, для лиц без гражданства – право постоянного места жительства, для иностранной организации – право страны учреждения, для международной организации процессуальная правоспособность определяется учредительным международным договором (статьи 399, 400 ГПК РФ)

- Предоставление иностранному государству абсолютного судебного иммунитета (ст.401 ГПК РФ).

- Требование соразмерности ответных ограничений (реторсий), которые могут быть введены Правительством РФ, объему ограничений процессуальных прав российских лиц в соответствующем иностранном государстве (ч.4 ст.398 ГПК РФ).

- Отсутствие такого основания отказа в исполнении иностранного судебного поручения как неустановление подлинности иностранного судебного поручения.

Рекомендуемая литература

 

1. Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. М.2002.

2. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ / под ред. Г.А. Жилина. М., 2003.

3. Нешатаева Т.Н. Иностранные предприниматели в России. М., 1998.

4. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М.,2001.

5. Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. М., 2004.

6. Павлова Н.В. Предварительные обеспечительные меры в международном публичном порядке. Автореф. диссертации к.ю.н. М.,2002.