Тема журналистского произведения.

О работе журналиста судят по опубликованному материалу, но написание текста – последняя стадия творческого процесса.

Тема – это обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения.

Выбор темы имеет решающее значение, поскольку по её актуальности, политической значимости читательская аудитория оценивает и степень зрелости журналиста, и направление всей газеты. Поэтому от того, как правильно выбрал тему журналист, во многом зависит его профессиональный успех и успех газеты.

Что влияет на выбор темы:

1. Концепция данного СМИ, его специализация.

2. Потребности аудитории.

3. Редакционный план работы.

4. Персональные интересы журналиста.

 

Существует несколько подходов к поиску темы.

1) Плановый. Этот подход наиболее организован с точки зрения поиска темы и базируется на ряде профессиональных постулатов.

2) Социальный.

 

Мартеры – возникновение кризиса, проблемы. Происходит то, что не должно происходить. Город мерзнет зимой, повсюду отключают отопление. Не происходит то, что должно происходить, не выполняются обещания политиков и властей, власть бездействует, не реализуются социальные гарантии. Наступает длительный период застоя проблемы или совокупности мелких проблем «систематически и давно не чинятся дороги, накапливается бюрократический произвол» – совокупность частных проявлений и длительных волнений. Проблем столько, что они нарастают лавино-образно, стихийно и влекут одна другую (ситуация по типу «так жить нельзя»).

 

3. Аналитический.

4. коммуникативный. Живое общение с людьми является неистощимым источником тем.

5. информационный. На стадии выбора темы источники информации играют особую роль.

Пресса. Газетчики внимательным образом смотрят т и другое, чтобы найти то, о чем можно написать.

Информационные агентства.

Служба связи с общественностью. Запрос. Нельзя избегать прав на запрос информации.

Найти темы через вопросы, через которые может найти журналист ответы. Метод пяти минут, когда журналист находит явления и потом задает вопросы: какие ассоциации вызывает у меня это явление? Что лично я по этому поводу пережил, видел, слышал? Что я об этом явлении не знаю? Какие клише существуют по поводу этого явления и массовом сознании?? Что про это явление сказали бы мои знакомые?

ТАВ метод. (тема ассоциации вопросы).

Основан на использовании вопросов, «смены вида», перемещения во времени, глубинных и спекулятивных.

Вопросы смена вида: как выглядит тема с другой стороны? Как можно по иному эту тему сформулировать? Как другие люди вели себя при аналогичной проблеме? Чего участники не должны делать ни в коем случае?

Вопросы перемещения во времени: когда проявилась пролема? В чем она раньше выражалась? Как пытались решить проблемы раньше? КАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЖЭЕТ ОКАЗАТЬ ЭТА ПРОБЛЕМА НА БУДУЩЕЕ?

Глубинные вопросы: почему это так? Каких проблем это касается? Какие мотивы были у действующих лиц? Какие возможности существуют для разрешения ситуации?

Спекулятивные вопросы: чтобы было бы, если бы…?

Метод шести дорожек, который она назвала профиль, объяснения, тренд, расследования, повествования и описания.

Профиль: люди, стоящие за событием. Кто они, кто главный герой?

Объяснение: предыстория события.

Тренд: событие в целом.

Расследование: кто на этом делает деньги? Кому это выгодно?

Повествование: история с главным героем, сюжетом

Описание: 1 день из жизнь героев?

 

Методы, связанные со сменой перспективы:

1. Объектный метод. Состоит в рассмотрении события с позиции объекта, того, на которое обращено какое либо нововведение. Например, изменение о призыве в армию с позиции призывников.

2. Метод генерализации и фокусирования. Заключается в переходе от частного к общему, а затем от общего к другому, с которой и будет связана тема статьи.

3. Метод «новая» новость для своей целевой аудитории. Представляет собой изложение старых новостей применительно к какой либо ситуации.

 

Придумать темы:

 

3 темы и обосновать почему писать на эти темы?