Специальные осмотры мостовых сооружений.

Текущие и периодические осмотры мостовых сооружений.

Тема 9.1. Надзор за сооружением. Организация и проведение осмотров сооружений.

На всех мостах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры те­кущие, периодические и специальные.

Осмотры мостов и труб осуществляются техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а в необходимых случаях также мостоиспытательными и другими специализированными организациями.

Цель текущих и периодических осмотров: наблюдение за общим состо­янием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определе­ние объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением.

Текущие осмотры мостов и труб проводят мостовые (дорожные) масте­ра дорожных подразделений (ДРСУ и т. д.) на вверенном им участке дороги в сроки:

деревянные мосты, наплавные мосты — не реже одного раза в квартал;

металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — не реже одного раза в полугодие;

цельносварные, клепаносварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения — в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже — 20° С — ежедневно.

Мосты и трубы с дефектами, влияющими на грузоподъемность сооружения, а также ветхие и слабые сооружения в зависимости от состояния необходимо осматривать чаще.

Текущие осмотры рекомендуется проводить после прохода паводковых вод и ледохода, а также осенью (перед началом ледостава); малые сооружения, кро­ме того, — после сильных ливневых дождей, когда наблюдается подъем уровней рек.

Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорож­ным) мастером после прохода паводковых вод, а также после выполнения зна­чительных по объему ремонтных работ.

Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостостроительных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях.

Цель специальных осмотров (обследований) мостов:

определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, сни­жающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения;

проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ве­дения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусствен­ного сооружения и пр.);

разработка предложений по устранению повреждений;

определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооруже­ний

Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом по­рядке в следующие сроки:

деревянные мосты — периодически 1 раз в 5 лет;

металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — 1 раз в 10 лет;

после капитального ремонта;

при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода. Если при текущем или периодическом осмотре на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность, то такой мост или труба должны быть осмотрены в первую очередь.

Специальные осмотры деревянных простых балочных мостов, а также всех мостов длиной до 100 м и водопропускных труб могут проводить комиссии, об­разуемые при управлениях дорог. Работы по осмотрам малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного специального их осмотра на данной дороге или маршруте.

Мостоиспытательные организации при специальных осмотрах могут про­водить испытания моста с целью определения действительной работы его от­дельных частей или элементов в случаях:

обнаружения дефектов, снижающих несущую способность элементов конст­рукций, влияние которых трудно учесть расчетом;

после капитального ремонта или усиления элементов, когда имеется сомне­ние в эффективности этих мероприятий;

определения грузоподъемности сооружения или возможности пропуска по нему конкретной тяжеловесной нагрузки, когда решение этих вопросов расчетным путем затруднено.

Материалы специальных осмотров сооружений (технические отчеты, заключения или акты) в совокупности с другими документами служат основа­нием для разработки мероприятий по содержанию и ремонту мостов и труб, проведению их усиления и реконструкции, пропуску тяжелых транспортных средств, а также для введения или отмены установленных ограничений по про­пуску нагрузок.

При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми при­способлениями постоянного и временного типа — проходами вдоль элементов конструкций, лестницами, люльками, переносными и стационарными подмостями и пр. При выборе типа смотровых приспособлений и обеспечении необходимых требований к ним следует руководствоваться техническими правилами по ре­монту и содержанию автомобильных дорог.

Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испыта­ний должны отвечать требованиям техники безопасности.

Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от мусора, грязи и снега, установка реперов, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, выделение рабочей силы и материалов на про­ведение осмотров, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должно выполнять дорожное подразделение по содержанию искусственного сооружения.