Методология курса

Предмет истории государства и права

 

В научной и учебной литературе предметом истории государства и права считается возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств в определенный исторический период.

История государства и права опирается на общие объективные законы развития природы и общества, и является прогрессивным процессом. От деспотических форм государства, от примитивных форм демократии человечество приходит к более совершенным, развитым и гуманным институтам. Да и в праве то же самое. Взять хотя бы уголовное право: на смену кровной мести, диким формам смертной казни, кулачному праву приходят современные институты, гарантирующие защиту как общества от преступников, так и личности человека от неправомерных посягательств.

Таким образом, предметом науки истории отечественного государства и права является изучение возникновения, развития и смены типов и форм российского государства и права, а также государственных органов и правовых институтов в России в определенный исторический период.

История государства и права включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органы власти, управления – центральные и местные – и юстиции) рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

В истории права главное внимание уделяется возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Их формы могут быть разнообразными – манифесты, указы, грамоты, постановления и т.п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т д.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе истории государства и права исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных правовых норм, отраслей права и т.п.).

 

 

При преподавании истории отечественного государства и права встает вопрос и о методологической основе этого предмета. По мнению некоторых исследователей, такой основой может служить историческое мышление.

Историческое мышление является одной из сторон духовной культуры человечества, основной формой познания истории общества. Отражение истории – это не просто собирание фактов и их упорядочение на основе хронологии, географии или вспомогательных исторических дисциплин, историческое мышление значительно шире всего этого.

Историческое мышление в контексте истории воспринимает историю не как простую последовательность событий, не чисто временную связь явлений, имен и народов, а как связь внутреннюю и закономерную. История рассматривается как логика общественных отношений, связь социальных процессов. В таком смысле видение истории совпадает со знанием ее законов. История государства и права при таком подходе оказывается теоретическим воплощением реальных исторических процессов, И чем точнее теория эту реальность отражает, чем определеннее видны закономерности и тенденции общественной жизни, тем теория ценнее, тем ближе она к научному восприятию предмета.

Мы уже говорили о том, что в современной науке история государства и права рассматривается как комплексное знание, которому присущи специфические черты, своя логика и особенности познавательных процедур. Современная история государства и права изучает прошлое во всем его конкретном историческом многообразии, применительно к определенному времени и регионам, а также в сравнительном плане: путем анализа соответствующих эпох и историй народов.

Историческая наука имеет свои гносеологические и логические особенности. Эти особенности определяются общефилософскими и мировоззренческими представлениями, соответствующими той или иной эпохе или авторам исторических исследований.

При исследовании историк государства и права осуществляет периодизацию в соответствии со своими общими и устоявшимися представлениями о всемирно-историческом процессе. Исходя из определенных исторических концепций и в соответствии с выбранными критериями, он выделяет, например, эпохи, цивилизации, культуры, социально-экономические формации, позволяющие заметить качественные характеристики реальных государств и правовых систем.

Основываясь на принципах научности, исследователи ищут и, так или иначе, находят исторические законы общественной жизни людей. Они опираются на то, что история государства и права является наукой, следовательно, открытие законов истории государства и права – это прямая обязанность, и непосредственная задача данной науки.

Для установления закономерностей и генетических связей используются такие общенаучные методы, как эмпирическая индукция, так и дедуктивный метод в качестве содержания объяснительной процедуры «подведения под закон». Эта процедура используется при выяснении генезиса единичных явлений в определенном пространственно-временном регионе путем сопоставления с некоторой закономерностью. Только в таком контексте можно осознать историческую ситуацию, несмотря на ее уникальность, единичность.

Еще одним методом при работе с историческим материалом является историко-сравнительный. Историко-сравнительный метод базируется на нахождении сходства и различий, проведении аналогий; он позволяет раскрыть общность функциональных связей, социальных ролей, явлений. Благодаря ему историк постигает прошлое государства и права в их единстве и индивидуальности, а также находит связь, глубинную, смысловую и содержательную основу времен и народов, вневременные человеческие ценности.

При изучении причинно-функциональных связей и развития права и государства во времени и пространстве используется количественный метод. С этим методом связаны структуризация и нормализация материалов и исторических источников. Но при изучении биографического материала исторических деятелей, мотивов их деятельности количественный метод практически неприменим. Однако он весьма эффективен при изучении социально-экономических и политических процессов, при анализе текстов правовых источников, а также при изучении менталитета.

При достаточном количестве содержащейся в источниках информации может применяться в историческом исследовании и статистический метод. Он характерен для исследовательских ситуаций при изучении прошлого: таковы, например, данные всевозможных налоговых кадастров, средневековых поземельных описей и других документов. Признание статистического характера изучаемых тенденций позволяет не только измерить необходимые параметры путем соотнесения их с количественной характеристикой, но и сделать известные прогнозы относительно дальнейшего развития государственно-правовой жизни.

Если количество информации, содержащейся в источниках, невелико, то применяется структурное моделирование. Оно рассматривает закономерности, действие которых может быть сведено к строго необходимым взаимосвязям. Характеристика наиболее общих проявлений закономерностей на предметном уровне, т.е. их содержательная модель, позволяют судить о реальных проявлениях теоретической модели в реально происходивших государственно-правовых процессах и явлениях.