Внешняя политика Российского государства

С точки зрения геополитической, Россия занимает уникаль­ное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ре­сурсов естественным образом сделали Россию важнейшим миро­вым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит пример­но половину его валового национального продукта. По своей по­литической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве: постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в каче­стве основной противодействующей силы политики США, способ­ствует формированию результирующего вектора мировой поли­тики.

Приоритетные задачи внешней политики России следую­щие:

1. Создание наилучших внешних условий, благоприятствую­щих укреплению территориальной целостности нашего государ­ства.

2. Укрепление центростремительных тенденций на террито­рии бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими респуб­ликами Союза, необратим, но это не отрицает возможности реин­теграционных процессов, в первую очередь в экономической обла­сти.

3. Стабилизация международного положения на региональ­ном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональ­ных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.

4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.

Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мирав той мере, в какой она будет учитывать интересы бёзопасностивсех без исключения государств и основываться не на блоковой,а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте.Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе послеокончания "холодной войны".

Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. И "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия — НАТО 1997г.

В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.

В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также государствами в районах нашего традиционного сотрудничества территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.

В экономической области — стремление ослабить экономи­ческую самостоятельность РФ, ее технологический и промышлен­ный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком веду­щих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономичес­ких и торговых организациях.

В военной сфере — сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.

В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:

США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных во­оружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;

государства Западной Европы, интегрирующие экономичес­кие и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятель­ное место на мировой политической арене и на ближайшую перс­пективу консолидирующиеся с США;

государства Юга, особенно исламского мира, накопившие до­статочно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявля­ющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих дей­ствиях;

страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным по­тенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.

Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Ска­занное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависи­мость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональ­ных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоруже­ние и контроль над вооружениями.

Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закон­чилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об огра­ничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. До­говор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обяза­лись сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.

Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмот­ру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и страте­гическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО — нет. США в отноше­нии России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить воз­можность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной сте­пени соответствовала Интересам США1.

С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих , стран прослеживается тенденция найти свое место в формирую­щейся новой системе европейский безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.

Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безо­пасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.

Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу ("германский фактор"), которая будет оказывать существенное влияние на состоя­ние стабильности в Восточной Европе.

Кстати, нужно признать, что результатами окончания "холод­ной войны" между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.

Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником » витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах j Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение эконо­мических связей с Россией. Националистические круги этих стран ' предъявляют к РФ и территориальные претензии.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную при­мыкают к границам Российской Федерации, являются одновре­менно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги на­пряженности, прежде всего по поводу территориальных притяза­ний отдельных государств к России.

В первом своем качестве страны АТР приобретают для наше­го государства все большее значение. Во-первых, ряд этих госу­дарств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япо­ния, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересо­ванность в установлении прочных торгово-экономических отно­шений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.

Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у даль-. невосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и даль­нейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политичес­ких сил, предъявляющих к России территориальные претензии.

Важным стратегическим союзником России в Азии на деся­тилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и| |ядом других стран, так и для укрепления своей внутренней ста­бильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, на­прямую поддерживаемые из Пакистана.

Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам раско­лоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:

1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрач­ности границ между республиками бывшего СССР).

2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство

военного союза исламского типа.

3. Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие стра­ны).

4. Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.

5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.

6. Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).

7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).

Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономичес­кие, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.

Обстановка на юге Европы во многом определяется развити­ем ситуации на Балканах ив районе Средиземноморья.

На Балканах под влиянием происходящих в Европе карди­нальных перемен происходят глубокие внутриполитические из­менения практически во всех, за исключением Греции, странах — Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкивают­ся национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).

В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохраением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в стра­нах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.

В течение всей тысячелетней истории России не было, пожалуй» ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих; сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х -начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, осно­ванной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовы­годного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремя­щимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.