Винер Н. Кибернетика. — М.: Сов. радио, 1968. — С. 286.

Первый посту­лат. Из него исходит современное научное представление о мире, заключающееся в том, что весь окружающий человека мир — кос­мос, природа и общество как его части организованны.

Постулаты современного научного представления о мире

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача «Теория организации» — вооружить руководи­телей такой особой организационной методологией и методикой, ко­торые можно было бы использовать для повышения уровня выпол­нения объективно или субъективно обусловленных функций в каж­дой организации, их результативность.

Поскольку сама организация есть форма непрерывного процес­са разделения и объединения частей или элементов, благодаря связям складывающихся в организацию информации, то для осознан­ного манипулирования элементами необходимо знать природу са­мих элементов, из которых может складываться организация, а так­же по природе — форму процесса, позволяющего объединять раз­личные компоненты в организацию. Следует знать законы и принци­пы рационализации применения всех составляющих организацию на разных этапах.

Организации динамичны, поэтому всегда важно также знать ус­ловия минимальные, но достаточные для появления успешно дейст­вующих организаций [по Р.А. Коренченко, С. 9]

Сформулировать достаточно строгое научное определение того, что такое организация, а тем более раскрыть ее теорию — совсем не просто: требуются серьезные размышления на основе диалектико-материалистических представлений о современном мироздании, на­правлениях его развития, обобщений огромного фактического ма­териала, накопленного человеком в самых различных областях зна­ния и практической деятельности.

Анализ и синтез всего этого положительного знания сегодня нужны для того, чтобы абстрактно сформулировать те положения, которые можно было бы затем практически применить к такому массовому и всеобщему явлению, как организация, в целях ее ук­репления и развития.

 

[по Р.А. Коренченко, С. 7-8]

Если пола­гать, что человек способен воспринимать мир таким, каков он есть, то этот постулат подтверждается всем человеческим опытом. Дейст­вительно, окружающему нас миру свойственна определенная упо­рядоченность, взаимодействие частей и элементов, их особое рас­положение, взаимозависимость. Окружающая человека природа пред­ставляется как совокупность взаимопереплетенных частных систем и организаций: частей природы со своими законами.

Второй постулат. Хаотическое состояние элементарных частиц Вселенной совсем не отрицает непрерывного саморазвития мира за счет упорядочения локальных сфер и участков мироздания, за счет сокращения энтропии в этих сферах и на участках путем упорядоче­ния, скажем, энергетики движения микрочастиц и определенной ме­ры информационного насыщения локальной организации при усло­вии возрастания энтропии во внешней среде. По нашему мнению, природа сама выступает как организатор и творец всех образующих ее явлений — организаций. На биологическом и социальном мате­риале это впервые научно было доказано соответственно Ч. Дарви­ным (1809-1882) и К. Марксом (1818-1883) еще в 60-х гг. XIX в.

Ныне многие представители науки все чаще разделяют точку зрения, согласно которой из трех возможных космогонических тео­рий и гипотез:

- мирового круговорота,

- необратимых качественных изменений,

- движения от низшего к высшему, от простого к сложному — наиболее убедительна последняя.

В настоящее время синергетическая наука доказывает, что окружающий мир в результате естественного закономерного физического развития все более само­организуется. Отсюда вытекает, что всю природу следует рассматри­вать как способное к самоорганизации и саморазвитию организован­ное целое, главным признаком которого является постепенное нара­щивание усложнения организационных и иных форм.

Причина этому, установленная синергетикой, — флуктуационная самоорганизация материи как следствие таких ее фундамен­тальных качество - как постоянное движение, энергетическое и, воз­можно, волнообразное взаимодействие элементарных частиц, по­стоянное перераспределение свободной энергии, в том числе и по удаленным от равновесия пунктам мироздания, флуктуационное появление в этих пунктах упорядоченного спонтанного движения — порядка, а затем развитие новых организованных структур и самой жизни. Конечно, это свойство мироздания, противоположное эн­тропийному. Оно возникает на обнове всей суммы естественно­научных законов: сохранение энергии и проявле­ния свободной, рассеянной энергии на локальных участках миро­здания в таких формах, как законы термодинамики, передача на­следственности животными и др. Любопытно при этом и то, что возникновение любой упорядоченной структуры, объединяющей час­тицы Вселенной энергетически, через организацию, всегда должно быть выгодно. Например, энергия молекулы меньше, чем суммарная энергия вошедших в нее ранее изолированных элементов.

Третий постулат. Объективно обусловленный процесс органи­зации является вместе с тем и объективно целенаправленным. Наблюдение возникновения в живой и неживой природе тех или иных явлений, их развития и угасания носит повсеместный и массовый характер и убеждает нас в том, что их целеоправданное появление, функционирование предопределяются общеприродными и соци­альными законами. Иначе говоря, организации как процессное яв­ление, одно из главных свойств которого — целенаправленная функ­циональность, объективны.

Термин «целенаправленное» здесь означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, яри котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другом объектом или событием.

Только объективностью природных процессов, а не божествен­ным предначертанием объясняется появление на Земле людей. Ве­роятно, это стало результатом организации процесса естественного отбора и синергетическим эффектом живой природы. Появление человека разумного вместе с тем обусловило крупное природное изменение — создание искусственного мироздания и его культуры. Оно привело к тому, что разумный человек сам стал ставить субъ­ективные цели перед явлениями мира, в том числе и организован­ными. Появилась проблема, обсуждаемая в теории организации: проблема о соответствии субъективных целей организации и объек­тивных возможностей их достижения. Обсуждается, в чем может заключаться объективная цель организации во времени и в про­странстве, каков ее смысл?

Четвертый постулат. Утверждается положение, согласно кото­рому организация — это не само изменение материи или сознания, а лишь тот или иной порядок, т.е. не содержание, а процессная форма и метод существования материального мира и его функцио­нирования. Однако природная самоорганизация целенаправленна. Она выступает в качестве фундаментального объективного свойства мироздания наряду с такими, как элементарность, энергетичность, и другими, обеспечивающими условия его движения от низших сту­пеней к высшим, более сложным и развитым.

Фундаментальное значение понятия «организация» заключается здесь в том, что природа выступает перед нами как организованное целое, т.е. представляет собой организованную систему как она есть. Отсюда следует, что процесс организации делает природу Системой (С) и организация реализует себя саму в ней полностью.

 

ЛИТЕРАТУРА:

2. Богалепов В.П. О состоянии и задачах развития обшей теории организации // Организация и управление. — М.: Наука, 1968. — С. 46.