Винер Н. Кибернетика. — М.: Сов. радио, 1968. — С. 286.
Первый постулат. Из него исходит современное научное представление о мире, заключающееся в том, что весь окружающий человека мир — космос, природа и общество как его части организованны.
Постулаты современного научного представления о мире
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача «Теория организации» — вооружить руководителей такой особой организационной методологией и методикой, которые можно было бы использовать для повышения уровня выполнения объективно или субъективно обусловленных функций в каждой организации, их результативность.
Поскольку сама организация есть форма непрерывного процесса разделения и объединения частей или элементов, благодаря связям складывающихся в организацию информации, то для осознанного манипулирования элементами необходимо знать природу самих элементов, из которых может складываться организация, а также по природе — форму процесса, позволяющего объединять различные компоненты в организацию. Следует знать законы и принципы рационализации применения всех составляющих организацию на разных этапах.
Организации динамичны, поэтому всегда важно также знать условия минимальные, но достаточные для появления успешно действующих организаций [по Р.А. Коренченко, С. 9]
Сформулировать достаточно строгое научное определение того, что такое организация, а тем более раскрыть ее теорию — совсем не просто: требуются серьезные размышления на основе диалектико-материалистических представлений о современном мироздании, направлениях его развития, обобщений огромного фактического материала, накопленного человеком в самых различных областях знания и практической деятельности.
Анализ и синтез всего этого положительного знания сегодня нужны для того, чтобы абстрактно сформулировать те положения, которые можно было бы затем практически применить к такому массовому и всеобщему явлению, как организация, в целях ее укрепления и развития.
[по Р.А. Коренченко, С. 7-8]
Если полагать, что человек способен воспринимать мир таким, каков он есть, то этот постулат подтверждается всем человеческим опытом. Действительно, окружающему нас миру свойственна определенная упорядоченность, взаимодействие частей и элементов, их особое расположение, взаимозависимость. Окружающая человека природа представляется как совокупность взаимопереплетенных частных систем и организаций: частей природы со своими законами.
Второй постулат. Хаотическое состояние элементарных частиц Вселенной совсем не отрицает непрерывного саморазвития мира за счет упорядочения локальных сфер и участков мироздания, за счет сокращения энтропии в этих сферах и на участках путем упорядочения, скажем, энергетики движения микрочастиц и определенной меры информационного насыщения локальной организации при условии возрастания энтропии во внешней среде. По нашему мнению, природа сама выступает как организатор и творец всех образующих ее явлений — организаций. На биологическом и социальном материале это впервые научно было доказано соответственно Ч. Дарвиным (1809-1882) и К. Марксом (1818-1883) еще в 60-х гг. XIX в.
Ныне многие представители науки все чаще разделяют точку зрения, согласно которой из трех возможных космогонических теорий и гипотез:
- мирового круговорота,
- необратимых качественных изменений,
- движения от низшего к высшему, от простого к сложному — наиболее убедительна последняя.
В настоящее время синергетическая наука доказывает, что окружающий мир в результате естественного закономерного физического развития все более самоорганизуется. Отсюда вытекает, что всю природу следует рассматривать как способное к самоорганизации и саморазвитию организованное целое, главным признаком которого является постепенное наращивание усложнения организационных и иных форм.
Причина этому, установленная синергетикой, — флуктуационная самоорганизация материи как следствие таких ее фундаментальных качество - как постоянное движение, энергетическое и, возможно, волнообразное взаимодействие элементарных частиц, постоянное перераспределение свободной энергии, в том числе и по удаленным от равновесия пунктам мироздания, флуктуационное появление в этих пунктах упорядоченного спонтанного движения — порядка, а затем развитие новых организованных структур и самой жизни. Конечно, это свойство мироздания, противоположное энтропийному. Оно возникает на обнове всей суммы естественнонаучных законов: сохранение энергии и проявления свободной, рассеянной энергии на локальных участках мироздания в таких формах, как законы термодинамики, передача наследственности животными и др. Любопытно при этом и то, что возникновение любой упорядоченной структуры, объединяющей частицы Вселенной энергетически, через организацию, всегда должно быть выгодно. Например, энергия молекулы меньше, чем суммарная энергия вошедших в нее ранее изолированных элементов.
Третий постулат. Объективно обусловленный процесс организации является вместе с тем и объективно целенаправленным. Наблюдение возникновения в живой и неживой природе тех или иных явлений, их развития и угасания носит повсеместный и массовый характер и убеждает нас в том, что их целеоправданное появление, функционирование предопределяются общеприродными и социальными законами. Иначе говоря, организации как процессное явление, одно из главных свойств которого — целенаправленная функциональность, объективны.
Термин «целенаправленное» здесь означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, яри котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другом объектом или событием.
Только объективностью природных процессов, а не божественным предначертанием объясняется появление на Земле людей. Вероятно, это стало результатом организации процесса естественного отбора и синергетическим эффектом живой природы. Появление человека разумного вместе с тем обусловило крупное природное изменение — создание искусственного мироздания и его культуры. Оно привело к тому, что разумный человек сам стал ставить субъективные цели перед явлениями мира, в том числе и организованными. Появилась проблема, обсуждаемая в теории организации: проблема о соответствии субъективных целей организации и объективных возможностей их достижения. Обсуждается, в чем может заключаться объективная цель организации во времени и в пространстве, каков ее смысл?
Четвертый постулат. Утверждается положение, согласно которому организация — это не само изменение материи или сознания, а лишь тот или иной порядок, т.е. не содержание, а процессная форма и метод существования материального мира и его функционирования. Однако природная самоорганизация целенаправленна. Она выступает в качестве фундаментального объективного свойства мироздания наряду с такими, как элементарность, энергетичность, и другими, обеспечивающими условия его движения от низших ступеней к высшим, более сложным и развитым.
Фундаментальное значение понятия «организация» заключается здесь в том, что природа выступает перед нами как организованное целое, т.е. представляет собой организованную систему как она есть. Отсюда следует, что процесс организации делает природу Системой (С) и организация реализует себя саму в ней полностью.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Богалепов В.П. О состоянии и задачах развития обшей теории организации // Организация и управление. — М.: Наука, 1968. — С. 46.