Армия Латвии.

Задача Министерства обороны и Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии заключается в обеспечении независимости и территориальной неделимости страны. Однако выполнима эта задача только при условии, что на независимость и территориальную целостность Латвии никто не покушается. Единственной действенной гарантией безопасности после выхода Латвии из состава СССР латвийская политическая элита видела в членстве страны в Североатлантическом альянсе. После вывода с территории Латвии российской (бывшей Советской) армии в 1993 году вступление в НАТО превратилось для руководства страны в идею фикс. Весной 2004 года она была реализована.

Гордость от членства Латвии в НАТО и поныне распирает "лучшую" часть латвийского человечества, а "худшую" оно смущает, поскольку русскоязычное население отдает себе отчет в антироссийской направленности этого членства. Впрочем, это не мешает русскоязычной молодежи служить по контракту в НВС - контрактная система в латвийской армии была введена в 2005 году, а с 1 января 2007 года Латвия и вовсе отказалась от обязательной военной службы и перешла на профессиональную армию. При этом самым большим спросом пользуется хорошо оплачиваемая служба в международных военных миссиях, в том числе в Афганистане, где латвийские военнослужащие находятся по сей день, Ираке, где с 2003 по 2008 год побывали 1150 латвийских солдат и офицеров, трое из которых вернулись в цинковых гробах, а также в Косово и в Боснии и Герцеговине, которые латвийские военные покинули в 2010 году в связи с резким сокращением военных расходов.

Только поначалу латвийское общество отказывалось понимать, зачем Латвии участвовать в авантюрах США и НАТО? Согласно данных социологических опросов, большинство жителей Латвии в начале 2000-х годов выступали против такого участия, но власти эти протестные настроения, а порой даже и действия, последовательно игнорировали. Правда, перед парламентскими выборами 2002 года Союз зеленых и крестьян (СЗК) активно использовал в своей предвыборной кампании карту неучастия латвийских солдат в военных операциях за пределами страны, но после выборов, войдя во власть, тут же позабыл о своем показном пацифизме. Такой же тактики придерживался СЗК и в последствии, отмечая в программных документах необходимость скорейшего выхода из военных действий, но ничего не предпринимая в плане его поиска.

Когда латвийский контингент в Ираке понес первые потери (июнь 2004 года), это, конечно, встревожило общественное мнение, но латвийским (особенно латышским) СМИ хорошо платили за выражение проамериканской и пронатовской позиции, а те бессчетное количество раз объясняли аудитории, что свободу и независимость Латвии можно отстоять только на дальних рубежах. Когда "Вести Сегодня" (03.01.2005) спросили тогдашнего командующего НВС адмирала Гайдиса А. Зейботса, не возникало ли у него желания вывести "наших военных" из участия в зарубежных военных операциях после трагедии в Ираке, тот ответил: "Нет, не возникло. Кроме того, участие латвийских военных в иракской операции - это политическое решение... Но поверьте, после случившейся трагедии даже сами солдаты не хотели заканчивать службу в Ираке. Эти люди были уверены в своих силах и профессионализме, а от случайностей не застрахован никто даже в мирной РигеСила в единстве и коллективной защите. Нам есть на кого положиться, равно как и зарубежным партнерам. И мы уверены: если в Латвии случится какая-то беда, то все страны НАТО нам обязательно помогут. И неважно - нападет на нас кто-то или же случится природная катастрофа вроде цунами в Юго-Восточной Азии, мы не останемся одиноки, поскольку раньше сами помогали другим странам".

Всего, за пять лет Латвия потратила на войну в Ираке 16,74 млн латов (около 30,5 млн долларов). В настоящее время латвийские военные "помогают" Афганистану. В Международных силах содействия безопасности (ISAF) под руководством НАТО в Афганистане проходят службу 180 латвийских солдат. Большая их часть дислоцирована в северном регионе, в провинции Фарьяб в Меймене, а также в провинции Балкх в Мазари-Шарифе и в столице Афганистана Кабуле. 13 октября правительство Латвии продлило пребывание латвийского контингента в Афганистане до 31 декабря 2011 года (среди министров от блока "Единство" и СЗК царило полное единодушие,. В 2012 году, также, как и в этом, Латвия планирует направить в Афганистан не более 350 солдат, расходы составят 12 млн латов (23 млн долларов). Всего с февраля 2003 года, когда Латвия приняла участие в оккупации Афганистана, ее расходы на эту войну составили 38,3 млн латов (около 65 млн долларов). За время операции в Афганистане погибли четверо латвийских военнослужащих и еще несколько человек получили ранения.

Мандат на участие (продление миссии) латвийских военных в операции ISAF в Афганистане по представлению Кабинета министров принимает Сейм и парламентарии не отказывают себе в удовольствии пошуметь по этому поводу, но неизменно уступают желанию правительства. Вопрос об уходе Латвии из Афганистана подняло в 2009 году объединение "Центр согласия", мотивируя свое предложение необходимостью сокращения расходов бюджета в условиях острого экономического кризиса. Однако правительство, хотя и пошло под давлением обстоятельств на 30-процентное урезание бюджета военного ведомства и НВС (последних, в частности, со 117 до 86 млн латов - 224,6 и 165 млн долларов соответственно), военное присутствие в Афганистане и расходы на него не тронуло.

Как-то, уже по окончании своего президентстваВайра Вике – Фрейберг на церемонии вручения премии "Спидола" (за продвижение в мире образа Латвии), дело было в начале 2008 года, призналась, что ей до сих пор снится кошмарный сон: "Латвия вновь оккупирована, я стою на берегу моря, со спины ко мне приближается оккупационная армия, а впереди - только волны морские. О, нет, думаю я, неужели мне снова придется войти в море! А потом вдруг я вспомнила, что мы же теперь в НАТО! На какой же телефонный номер мне нужно звонить, чтобы позвать на помощь?". Этот трагикомический случай говорит сам за себя и о многом. Звонить в НАТО пришлось очень скоро. Настоящий переполох в латвийских политических и околополитических кругах поднялся в августе 2008 года, когда Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. Тогда вдруг выяснилось, что у НАТО отсутствует план действий на случай агрессии третьей страны (подразумевалась, конечно, Россия) в Прибалтике.

К разработке такого плана после неоднократных просьб Риги, Вильнюса и Таллина, но по настоянию США и Германии альянс вскоре действительно приступил и успешно ее завершил в начале 2010 года. Благодаря публикациям портала WikiLeaks, стало известно, что этот план предусматривает новую схему обороны Польши (ее кодовое название Eagle Guardian - "Орел-защитник") за счет включения в нее трех прибалтийских республик, в том числе и Латвии. Согласно этой схеме, в боевых действиях, в случае агрессии со стороны России, будут задействованы девять дивизий НАТО - американские, германские, британские и польские. В северные польские и немецкие порты планируется отправить военные корабли США и Великобритании.

С момента вступления Латвии в НАТО в 2004 году ее воздушное пространство патрулируется самолетами из состава ВВС стран-членов альянса, которые сменяют друг друга каждые четыре месяца. В 2009 году НАТО продлило соответствующий мандат до конца 2014 года, однако Латвия, наряду с Литвой и Эстонией добиваются продления миссии хотя бы до 2018 года, а то и придания ей статуса постоянной. Другими словами, руководству Минобороны есть чем аргументировать необходимость присутствия Латвии в Афганистане. Когда в прошлом году в очередной раз оживились разговоры о необходимости вывода из этой страны латвийских военных, глава военного ведомства Артис Пабрикс сказал: "Страны НАТО помогают нам в охране воздушного пространства, а мы поддерживаем военную миссию в Афганистане. Прекращение миссии не даст бюджетной экономии, так как сейчас на оборону выделяется около 1% ВВП, а после прекращения миссии нужно будет выделять обязательные для стран НАТО 2%".

По закону, с 2001 года Латвия должна тратить на нужды обороны 2% от ВВП. Многие годы военный бюджет служил секретной кормушкой для самых разных лиц, начиная с президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги (по Конституции глава государства является главнокомандующим, и советники ВВФ надоумили ее использовать средства Минобороны для своих личных нужд, не боясь огласки) и заканчивая различными поставщиками военного оборудования и снаряжения. В 2008 году, на пике так называемых "жирных" лет, бюджет Минобороны достигал 277,3 млн латов (532,35 млн долларов), из которых НВС полагалось всего 180 млн латов (345,56 млн долларов). Не случайно, именно в 2008 году глава Госконтроля Ингуна Судраба сетовала то, что попытки урегулировать расходные статьи оборонного ведомства, т.е. составлять бюджет только по необходимым запросам, пока не увенчались успехом, и намекала на то, что за конфиденциальностью и секретностью могут скрываться серьезные злоупотребления доверием.

В действительности, микроскопические нужды и возможности латвийской военной машины просто не позволяли потребить выделявшееся финансирование, что буквально приглашало к казнокрадству причастных к освоению этих гигантских по меркам Латвии сумм. Дело дошло до того, что тогдашний министр обороны Винет Велдре, ветеринар по специальности, вздумал создать конное подразделение, и только большой общественный резонанс и обрушившийся на страну кризис помешал этой затее осуществиться. На приобретение лошадей, экипировку и обучение личного состава планировалось тогда потратить 120 тыс латов (230 тыс долларов) и это сущие пустяки по сравнению с тем, что на собственные нужды министерства (оргтехника, канцтовары, мебель, одежда) в тот год отводилось 20 млн латов (38,4 млн долларов).

Вот и приходится теперь читать откровения бывшего сержанта латвийских НВС Гунтарса Янсонса на портале TVNET (2010): "В других армиях мира обычно придерживаются одной-двух марок [автомобилей], потому что расходы заметно меньше, плюс весь армейский транспорт работает на одном топливе и можно заключить дешевые и выгодные договоры на обслуживание. А в латвийской армии есть сильно бэушные BMW, NISSAN, Volvo, Ford, Audi, Shewrolet, Opel, Mercedes, все не перечислишь. Одни работают на дизеле, другие на бензине, ломаются как все старые машины. И со сколькими автосервисами армия вынуждена сотрудничать по ремонту и обслуживанию этого старья?".

Янсонс подверг критике и обмундирование, приобретаемое для нужд НВС: "Кто-то занимается вредительством, не закупая дешевую одежду, что сэкономило бы государству феноменальные суммы. [...] Ботинки - это вообще юмор и сатира. [...] Отдельная тема - камуфляж для латвийских условий. Если наша армия нацелена на оборону, не стоило ли сделать камуфляж более темным? Признаемся, что создали камуфляж для горячих точек, где даже ночью доминирует желтый песочный цвет. Но как же быть с обороной? Что делать солдату в наших лесных краях? (Территория страны примерно на 70% покрыта лесом.) Во что обошелся этот трюк с камуфляжем? Патенты и так далее? Не верится, что это самый дешевый вариант", - утверждает он.

Но строже всего Янсонс подходит к оценке боеспособности латвийской армии: "Возьмем число офицеров в армии, - такого абсурда нет нигде в мире. У нас на каждого рядового два офицера. У нас на элементарные должности клерков (по стандарту НАТО) расписаны офицерские должности. Не капралы, не старшие сержанты - капитаны и майоры. Какая разница в окладах! Сколько сэкономили бы, если все расставить по местам. [...] Можно ли в нашей пятитысячной армии причислить к боеспособной единице три с лишним тысячи штабных? Не обманывайте себя. Сэкономьте деньги - и выбросьте хотя бы тысячу из них! Все равно у них обязанности перекрываются. Контролирующих инстанций в армии больше, чем в госаппарате. Военных, которые могут воевать и для этого обучены - два неполных батальона и SUV. Если еще добавить штабной батальон (будем считать, что они хотя бы умеют выполнять команды), то все остальные - это мозг армии. Такой мозг для небольшой армии великоват, больше похоже на опухоль, которую надо вырезать".

Латвийской армии представитель НВС Стафецкмс Нормунд не стал подразделять его на рядовых и офицеров. По его данным, в строю находятся 4600 профессиональных военнослужащих, в том числе в сухопутных силах - 1200 человек, в воздушных силах - 300 человек, в морских силах - 500 человек, в учебных заведениях, обеспечении и других частях - 2600 человек. Кроме того, имеется еще ополчение (Zemesardze) в составе 10,5 тысяч человек. Морские силы Латвии располагают 18 кораблями (корабли обеспечения, тральщики, патрульные корабли и корабли береговой охраны; эпопея со строительством катамаранов для нужд флота -, а воздушные силы - девятью самолетами, из которых 8 - "Ан-2", и шестью вертолетами.

Правда, , в действительности, на вооружении НВС Латвии состоят четыре геликоптера Ми-8, из которых в исправном состоянии пребывают только два. И, как отмечают наблюдатели, совершен этот немальчишески-кибальчишеский поступок был в преддверии битвы за бюджет-2012 и ввиду его неизбежной консолидации, т.е. сокращения дефицита, как минимум, на 100 млн латов (192 млн долларов). Вот чиновник Минобороны и рванул тельняшку на своей груди. Если консолидация коснется армии, то, вероятно, придется "продать часть боевой техники или отказаться от участия в миссии в Афганистане", резюмировал Стартс.

Военный бюджет Латвии на 2011 год составляет 147,7 млн латов (283,5 млн долларов), из которых собственно на долю НВС приходится только 93,1 млн латов (178,7 млн долларов), в том числе, возмещение - 52,13 млн латов, а товары и услуги - 38,7 млн. латов (100 и 74,3 млн долларов соответственно). Но, как бы не сложилась судьба бюджета на 2012 год, военные расходы Латвии, скорее всего уменьшены не будут.

НАТО уже неоднократно выражало недовольство уменьшением сумм, выделяемых на военные нужды, хотя и с пониманием относилось к экономическим трудностям Латвии. на недавней встрече в Брюсселе с генсеком НАТО Рассмуссеном новоизбранный президент Латвии Берзинш Андрис заверил начальство, что Латвия и впредь будет ответственно относиться к вопросам безопасности. А вскоре после избрания на пост главы государства Берзиньш договорился с Пабриксом, бюджет Минобороны не будет снижен ниже критической линии, дабы Латвия не оказалась подвержена военным и политическим рискам.

"Нужно думать о том, как увеличить количество денег на оборону. Речь не идет об абсолютных цифрах, мы говорим о пропорциях. В демократическом государстве, которое находится в ЕС и НАТО должны быть между 1,5% и 2% от ВВП. Понимаю, что в условиях кризиса мы пока не можем этого сделать, но нам должно хватить ума, чтобы не "обрезать" этот показатель до 1%. В России, если я не ошибаюсь, на вооруженные силы уходит 20%! Вдумайтесь в эту цифру", - заявил порталу TVNET Пабрикс.