Основные школы и направления

Школа субъективной социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)
сознательное историческое движение осуществляется критической мыслью;
мерилом общественного прогресса и движущей силой общества является личность;
переход к новому обществу происходит через посредство общины, артели;
основной единицей общества является не класс, группа, а личность.
Сравнительно-историческое направление (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев)
развитие солидарности как движущая сила общественного прогресса;
основной метод социологии – сравнительно-исторический;
революционные преобразования – это патология, случайность для общественного прогресса
Экономическое направление в социологии (П. Струве, М. Туган-Барановский, В. Ульянов-Ленин)
преобразовать общество может лишь образованный индивид, а не классовая борьба или революция;
исторический прогресс определяется культурными ценностями человечества;
П. Струве – создатель экономического моделирования в социологии.
Психологическая школа. Бихевиористская (Л.И. Петражицкий, Е.В. Де Роберти и др.)
в основе общества стоят психологические процессы;
эмоции – истинные мотивы человеческого поведения (Петражицкий);
основное внимание – «коллективному поведению»;
обращение социологии к психологии индивида;
социология как «социальная статика» и «социальная динамика» (Е. Де Роберти).
Религиозно-консервативное течение (Н.Я. Данилевский)
структура и динамика «культурно-исторических типов» (10) цивилизаций;
история общества – это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой;
призывает русский народ к борьбе за утверждение «славянского» типа.
Натуралистическое направление (Л.И. Мечников, В.О. Ключевский и др.)
географический детерминизм (климат, почва и пр.)
в органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы, а в обществе стремление к кооперации становится ведущим
Народничество (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)
свобода личности как цель и критерий прогресса
уничтожение государства как силы, подавляющей свободу личности
интеллигенция как авангард бунтарской революционной деятельности
взаимная помощь как важнейший фактор эволюции (П. Кропоткин)
основу жизни общества составляет деревенская община
П. Кропоткин – основатель концепции анархо-коммунизма
Неокантианство (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов)
приоритет логических основ (априоризм, а не наблюдение)
критический анализ понятий
гносеологическое философствование
акцент на проблемах культуры, ценностном аспекте человеческого поведения
Неопозитивизм (П.А. Сорокин)
критика конто-спенсерских традиций
социология как общая теория социальной жизни
замена понятия «фактор» понятием «функция»
освобождение социологии от нормативизма и идеологии
создание аналитического понятийного аппарата социологии