Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества

Существенное развитие политические идеи получили в тру­дах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее вид­ными представителями являются Монтескье, Вольтер, Руссо.

 

Социально-политическим вопросам Шарль Луи Монтес­кье(1689—1755) посвятил работы "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и "О духе законов" (1748). Возникновение политически организованного общества он рас­сматривал как исторический процесс, утверждая, что государ­ство — это общество, в котором есть законы1, и его главная задача — силой заставить членов общества выполнять эти за­коны. Закономерность общественной жизни Монтескье раскры­вает через понятие "общий дух нации"2. Согласно Монтескье существует три формы правления: республика, монархия и дес­потия.

Значительной новизной обладает учение Монтескье о разде­лении властей, где он: 1) соединил либеральное понимание свобо­ды с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей; 2) включил в состав властей, подлежащих разграниче­нию, судебные органы (чего не было в концепции Дж. Локка) и ввел принцип независимости судей; 3) развил положение о соеди­нении республиканского правления с федерализмом, фактически выдвинув идею разделения центральной (федеральной) и мест­ной (муниципальной) власти.

Жан Жак Руссо(1712 — 1778) положил начало новому на­правлению политической мысли — буржуазному радикализму ("Об общественном договоре, или принципы политического права"3). Стремясь проследить возникновение и развитие общества, объяснить его внутреннюю динамику, Руссо приходит к выводу, что созданное для охраны частной собственности государство усу­губило имущественное неравенство. Он утверждал, что частная собственность — общественное право, никто не должен обладать неограниченным правом накапливать собственность.

Ядром политической программы Ж. Ж. Руссо является идея народного суверенитета как основополагающего принципа респуб­ликанского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществ­лении им законодательной власти. Любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа как суверена, который в любой момент может отказаться от любого законода­тельного акта и принять новый. Народный суверенитет неотчуж­даем и неделим.

Руссо выступал против концепции разделения властей, пред­лагая четкое разграничение функций органов государства. Он был противником представительной системы, партий ("частных объе­динений"); по его концепции предпочтительнее теория неболь­ших государств.

Вольтер (1694—1778) считал своим политическим идеалом "просвещенную монархию", где просвещен не только монарх, но и его подданные.

Значительные заслуги в развитии политических идей при­надлежат немецким мыслителям И. Канту, И. Фихте, Г. Геге­лю.

Краеугольным принципом политической теории Иммануила Канта(1724—1804) является положение о том, что каждый чело­век обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. В гуманистическом трактате "К вечному миру" Кант разработал проект установле­ния "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноценных государств.

Социально-политическим вопросам И. Кант посвятил рабо­ты "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784), "К вечному миру" (1795), а также большой трактат "Мета* физика нравов" (1797).

Кант характеризует правовые законы как своего рода пер­вую ступень (или минимум) нравственности. Для учения Канта характерно определение государства через право: "Государство (civitas) — это объединение множества людей, подчиненных пра­вовым законам". Кант рассматривает форму государства в зави­симости от двух признаков: количества лиц, осуществляющих верховную власть, и формы правления. По этим признакам он выделяет автократию, аристократию, демократию: "власть госу­даря, дворянства, народа"1. Кант считал, что в будущем произой­дет полное прекращение межнациональных и межгосударствен­ных распрей, будут ликвидированы войны и установлен всеобщий мир. Путь к прочному миру Кант видит в создании таких "ле­гальных" условий, которые объективно привели бы к созданию "федерации" всех народов нашей планеты, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятельность. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством наро­дов2.

Убежденность в острой необходимости либерализации поли­тического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Иоганна Фихте(1762—1814). До последних дней жизни он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразова­ний. Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицей­ской власти государства над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности. Чтобы гарантировать свободу отдельного чело­века и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юриди­ческий закон, вытекающий из взаимоотношений разумно свобод­ных существ, а не из нравственного закона. Право функциониру­ет независимо от морали, регулируя исключительно область дей­ствий и поступков человека.

Георгу Гегелю(1770—1831) принадлежит заслуга в разра­ботке и разграничении категорий "гражданское общество" и "го­сударство"3. Он различал политическое государство и гражданс­кое общество, определяя последнее как сферу реализации особен­ных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданс­кое общество занимает как бы промежуточное положение между семьей и государством. Гегель изображал гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Он отвергал народный су­веренитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выра­жать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но и не знает даже того, чего он хочет сам.

Основными чертами гражданского общества, по Гегелю, явля­ются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Политическое же государство подразделяется на за­конодательную власть, правительственную власть и власть госу­даря. Тремя основными ступенями развития понятия права явля­ются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возник­новение и утверждение капиталистических общественных отно­шений (либерализм) или отстаивающими старые общественные порядки (консерватизм), в XVI — первой половине XIX в. в За­падной Европе развивалось направление общественно-политичес­кой мысли, представители которого целиком отрицали и старый, феодальный, и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. Это направление получило название утопического социализма. Его наиболее известными представителями являются англичане Т. Мор, Дж. Уинстенли, Р. Оуэн, итальянец Т. Кампанелла, фран­цузы Ж. Мелье, А. Сен-Симон, III. Фурье.