Теория и методология исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Объект и предмет исторической науки. Место истории в системе наук.
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.
Исследователь и исторический источник.
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.
Тема 1. История как наука.
Под ред. Е.Э. Платовой, В.В. Фортунатова
Конспект лекций в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения
История
Санкт-Петербург
План:
Историю считают одной из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).
В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Объектом изучения отечественной история или истории России является процесс становления и развития человеческого сообщества на территории России (СССР). Речь идет о России в границах до 1917 г. Современная Россия объявила себя преемницей как дореволюционной России, так и СССР. Поэтому история СССР в границах до декабря 1991 г. также является объектом современной российской истории. Предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.
История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают Человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Нет фактов – нет истории как науки. Факт в переводе с латинского языка означает «сделанное, совершившееся». В обычном смысле слово «факт» является синонимом понятий «истина», «событие», «результат». В науке, включая историческую науку, под «фактом» подразумевают знание, достоверность которого доказана.
Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.
Принцип научности (объективности) требует от историка приложить все усилия для выявления полной совокупности фактов по изучаемому вопросу. Принцип историзма предусматривает изучение любого вопроса в тесной связи с другими вопросами, в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени. Принцип диалектики учитывает то, что исторические явления необходимо изучать в развитии, во всей сложности и противоречивости. Очень немногие историки признаются в своей тенденциозности или партийности, но, как правило, каждый придерживается одной и трех названных концепций.
Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке крупнейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей. Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни.
В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства.
В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».
Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества, то есть способностью вносить существенные улучшения, новшества в жизнь людей, которые получают широкое распространение и способствуют историческому прогрессу. Российская цивилизация возникла относительно поздно.
В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя.
Основными методами исторического исследования являются сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т.д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы. В данном учебном пособии, написанном в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения, деление по главам осуществлено на основе хронологического принципа. Внутри каждой из глав материал концентрируется вокруг наиболее важных проблем при постоянном сравнении исторического пути России и других стран.