Эрих фон Штрогейм
Был ассистентом режиссера у Гриффита на «Рождении нации» и «Нетерпимости» (Садуль пишет, что Штрогейм был у Гриффита на «Рождении нации» каскадером, а на «Сердца мира» пришел уже звездой).
«Слепые мужья», 1919
«Глупые жены», 1921
Американской темой было неожиданное процветание (prosperity). Деньги становились самоцелью, в 1929 году наступило отрезвление (Великая Депрессия).
«Карусель».
«Алчность».
Sight & Sound – 1959 «Алчность» вошла в Топ12 (Топ1 был «Броненосец «Потемкин»).
Особенности «Алчности»
- Натурализм – Штрогейма не устраивала конструируемая реальность, он стремился отображать на экране реальность. Естественное освещение.
- Длинные планы (30 с), сложносочиненные мизансцены.
- Метафористичность: канарейки, кошки; ассоциативный монтаж – паровоз – ненавязчиво усиливает поэтичность текста (незаметная метафора – американский подход), свадьба – похороны (в то время как эффект Кулешова достигается при межкадровом монтаже, у Штрогейма – внутрикадровый монтаж).
Драматургия
Туркин – основы драматургии: «Герой должен дать кому-нибудь в самом начале пятак».
Главный порок Мактига – неконтролируемый гнев
Трина – жадность
Маркус – зависть
“Greed is bad, greed kills”. Алчность – это зло, которое разрушает личность.
В реакциях персонажа есть правда жизни. Насколько правдиво реагирует персонаж, настолько мы верим фильму.
Завязка – выигрыш в лотерею, который меняет характер Трины и характер Маркуса – появление конфликта (в продюсерской версии примерно 40-я минута). Экспозиция нужна для того, чтобы мы поверили в основной сюжет, узнали героев.
Одно из средств развития действенной экспозиции, особенно очень длинной — второстепенный сюжет, содержащий неосновной конфликт, завершающийся в экспозиции. Это важно при раскрытии и знакомстве с миром сложных персонажей. Если провалено начало – провален сценарий. Начало должно быть ярким, конфликт может быть не основной, а подчиненный.
Второй конфликт экспозиции — Мактига и Маркуса. Он показывает, что Трина важна для Маркуса. Это поможет дальнейшему раскрытию характера Маркуса через провоцирующий инцидент.
Первый поворот сюжета – Маркус уезжает, Мактига лишают лицензии (Маркус). Неадекватность реакции Мактига.
Центральный поворот сюджета – Мактиг напивается и становится абсолютно другим, развивается его гнев, который до этого проявлялся вспышками. Он становится одержим пороком – гнев, жадность, зависть.
Второй поворотный пункт – убийство Трины. Возвращается антагонист – Маркус.
Кульминация – погоня Маркуса за Мактигом.
Развязка — пример негативной иронии. Мактиг достиг цели, но несчастлив, у него нет шансов выжить.
Птичка – появляется одновременно с Мактигом. Когда Мактиг целуют спящую Трину, птичка обеспокоена. На свадьбе и после свадьбы — птицы в клетке — Мактиг и Трина. Визит Маркуса – параллельно кошка бросается на клетку с птичками, после этого Мактига лишают лицензции. Когда Трина убита, остается одна птичка. В ходе всей истории хорошее в Мактиге – птичка – заперто в клетке. В финале последняя птичка никуда не летит — поздно освобождать положительные качества, они умрут вместе с Мактигом.