Эдвин Портер

Жорж Мельес

У Мельеса был свой театр иллюзий, он показывал фокусы.

До 1905 года он был самым крупным киномагнатом в мире, он выпускал несколько фильмов в неделю, снял больше тысячи фильмов, до нас дошли около ста.

Затем он разорился, сжег огромное количество своих фильмов.

«Путешествие на Луну», 1902 г., 14 мин (петля Латэма позволяла соединять пленку). Театральный принцип построения кадра, мизансцена с девятого ряда партера.

Наплыв (микшер) на склейке между кадрами. Один кадр находится в затемнении, второй экспонируется, затем параллельно первый кадр выходит из затемнения, второй уходит. Применено для того, чтобы показать, что изменились место и время действия, иначе люди бы не поняли, т.к. прямую склейку воспринимали, как начало нового фильма. ЗТМ и наплыв использовались, как аналог занавеса. Наплывы идут только в конце сцен.

Межэпизодный монтаж – Мельес монтировал эпизодами (сценами), не разрывает сцены, внутри одной сцены не меняются крупности и нет монтажа (театр).

1. Соединял сцены

2. Прямая монтажная склейка (мгновенная полная смена одного изображения на другое) – третья уникальная особенность кинематографа – появилась в 1896 году, ее придумал Мельес («Спасение из реки»). Монтаж – это разделение целого и соединение в определенной последовательности в разных видах искусства. В дальнейшем Мельес применяет монтажную склейку исключительно для спецэффектов – «стоп-камера».

3. Мельес не двигал камеру, Луна двигается на зрителя, облака при этом остаются на месте.

4. Повтор одного и того же события с разных точек для усиления (акцентуации) эффекта.

5. Двойная экспозиция (может быть многократная) – прием комбинированных съемок (спецэффекты путем работы с пленкой, камерой, экспозицией и т.п.) – одновременное проецирование двух и более изображений, два или более неодновременно снятых изображений совмещаются на экране в одном кадре – экспонируются одновременно – одно изображение накладывается на другое и становится его частью, послойный монтаж. Черный фон и черный бархат.

6. Люди засыпают, мы видим их сон вместе с ними в кадре, затем в этом же кадре они просыпаются — все в одном плане.

Вестерн

1930-е гг. – взлет вестернов («Дилижанс» Форда)

1970-е гг. – еще один взлет («Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне)

К концу 90-х практически перестали выходить

«Большое ограбление поезда» 1903 г.

Двойная экспозиция (кусок покрыт черным бархатом, затем в этот кусок монтируется приближающийся поезд)

Совмещение павильона и натуры в одном кадре.

Переход между планами – прямая монтажная склейка – дает динамику сюжета.

Комбинированные съемки

Работа с многоплановой композицией (начальник станции – поезд)

Параллельный монтаж – «в то время как...»

Межэпизодный монтаж через прямую склейку.

Искусное использование натуры и искусственного интерьера (павильона) вплоть до совмещения в одном кадре.

Переигрыш – конвенциональный маркер (договоренность со зрителем)

Ляп с поездом – неправильная работа с местом, в результате недостаточно правдивый художественный эффект (халтура)

Портер впервые использует движение камеры – сопровождающая панорама.

Параллельный монтаж существенно расширяет пространственно-временные возможности кинематографа — хронотоп (время и место действия).

Отличия кино (рапид, реверс, стоп-кадр): манипуляция хронотопом.

Эллипсис — опущение — «Берем глыбу времени и отшлифовываем все ненужное» (Тарковский). Все лишнее опускается.