Э т а п ы

 

Подготовительный период:

 

В подготовительный период командиры всех степеней, органы ИР, штабы большое внимание уделяют работе с офицерами, прапорщиками, сержантами, контрактниками от которых в немалой степени зависит успех учений, Главные усилия они в своей работе в этот период сосредотачивают непосредственно в подразделениях. Командирам подразделений, частей оказывается всесторонняя помощь в составлении планов, проведении общих собраний личного состава, осуществляется контроль за качеством учебных занятий и т.д.

Тактические учения, как правило, начинаются с подъема подразделений и частей по тревоге. В этот период в основном ИР сосредотачивается на обеспечении быстрого и организованного выхода личного состава из городка (мест постоянной дислокации частей), вывода техники, загрузки и вывоза материально-технических средств в назначенный район, поддержании дисциплины и организованности, бдительности, сохранении военной тайны.

Основными формами и методами воспитательной работы по повышения боевой готовности подразделений в деятельности командиров (начальников) являются:

Схема №4.


С началом учений командиры главное внимание при организации ИР сосредотачивают на оперативном доведении и разъяснении до личного состава:

· поставленных учебно-боевых задач;

· особенностей района сосредоточения;

· сигналов оповещения;

· необходимости своевременного прибытия в район сосредоточения;

· обеспечения экологической безопасности.

С прибытием в район сосредоточения ИР направлена на:

· скрытное размещение подразделений;

· маскировку;

· инженерное оборудование района;

· организацию охранения;

· приведение оружия и боевой техники в боевую готовность;

· подготовку личного состава на случай применения противником ОМП;

· разъяснение сигналов оповещения и порядка действий по ним;

· организацию отдыха и питания личного состава;

· организация КДР;

· организация доставки корреспонденции;

· развертывание и функционирование походных комнат досуга и информации и т.д.

Основной период:

Наиболее сложным и ответственным периодом учений является основной период (период проведения).

Именно в этот период отрабатываются основные виды боевых действий, перемещение войск, вождение боевых машин и боевые стрельбы, управление подразделениями, взаимодействие с другими службами ( тех. обеспечения, тыл. обеспечения, мед. обеспечения).

По опыту проведенных учений «Неман 2001», «Березина 2002», «Чистое небо 2003», «Щит Отечества – 2004» наиболее приемлемыми формами ИР в ходе учений являются:

· политчасы;

· оперативное и боевое информирование (ежедневно 15-20 минут);

· короткие собрания (по обстановки) проводимые по подразделениям (экипажам, расчетам);

· совещания;

· инструктажи;

· групповые и индивидуальные беседы;

· оформление и распространение боевых листков, листков-молний, газет об отличившихся военнослужащих на учениях;

· поощрение отличившихся;

· встречи с передовиками производства районов на территории которых проходятся учения;

· встречи с участниками ВОВ, Афганистана;

· выступления агитбригад;

· выступления художественной самодеятельности;

· показ художественных кинофильмов;

· изучения памяток;

· читка писем с наказами родителей воинов. И т.д.

 

Наиболее сложный и напряженный характер носят тактические учения с боевой стрельбой.

Заключительный этап:

Завершаются учения возвращением личного состава и боевой техники в места постоянной дислокации.

После этого проводится:

1. Общий разбор учений с офицерским составом, затем частный разбор по службам (категориям военнослужащих), где:

- указываются положительные стороны и недостатки;

- определяются места подразделениям;

- зачитывается приказ о поощрении личного состава.

2. Ставятся задачи по обслуживанию техники и постановки ее на хранение.

3. Проводятся отчеты по службам по расходованию материалов.

4. Итоги оформляются в стенной печати и в других различных формах.

 

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, непрерывная и целенаправленная ИР видов боевой подготовки является необходимым и мощным средством в руках командиров, органов ИР для совершенствования боевого мастерства личного состава, обеспечения выполнения стоящих задач перед Вооруженными Силами Республики Беларусь.

 

Выводы по лекции:

 

Мы с вами рассмотрели содержание ИР, основные направления идеологической работы по поддержанию у личного состава высокой бдительности и постоянной боевой готовности.

В боевой готовности, как ни в какой другой области деятельности, нет второстепенных задач. В ней нет ничего, что можно было бы отложить на завтра или выполнить кое-как. Любое упущение, промах, ошибка могут обернуться крупным провалом, привести к невыполнению боевой задачи.

Высокая бдительность и постоянная боевая готовность частей и соединений имеют решающее значение для укрепления обороноспособности, защиты суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Воспитание личного состава в духе высокой бдительности и боевой готовности была и остается одной из главных задач командиров (начальников) всех степеней.

Непрерывная и целенаправленная ИР видов боевой подготовки является необходимым и мощным средством в руках командиров, органов ИР для совершенствования боевого мастерства личного состава, обеспечения выполнения стоящих задач перед Вооруженными Силами Республики Беларусь.

 

Заключение

Эффективность деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь определяется глубиной понимания военнослужащими потребности общества и государства в вооруженной защите, социальной значимостью, мотивацией, а так же реальностью, нравственной привлекательностью и юридической обоснованностью целей, обеспеченностью и продуманностью действий личного состава.

Боевая подготовка станет более продуктивной и качественной, если ей будут уделять постоянное внимание командиры всех степеней, а ее результаты и качество ИР станут предметом обсуждения на служебных совещаниях.

 

Начальник цикла кафедры «Тактика и общевоенная подготовка»

«Тактика и общевоенная подготовка» С.М. Протасеня

.