Реформы высших и центральных органов власти Российской империи в XIX в.
Судопроизводство России в XIII в.
Судоустройство России в XVIII в.
С 1716г. процесс становится тайным, письменным и розыскным. Он делился на три стадии:
1) От оповещения о совершении преступления до ответа ответчика;
2) От анализа доказательств до приговора;
3) До совершенного окончания процесса.
Появляются встречные понятия: «челобитчик» и «ответчик». Поверенные допускались только при невозможности для сторон лично явиться в суд и только по некоторым делам, но не по уголовным. Формальное значение доказательств заключалось в их оценке законом. Виды доказ-в:
1)собственное признание;
2)очистительная присяга;
3)самые лучшие письменные доказательства;
4)свидетельские показания, к которым не допускались преступники; явные прелюбодеи; не бывшие на исповеди; иностранцы; дети до 15 лет и родственники сторон. Значение свидетельских показаний было высоко, если свидетелем был мужчина, знатный человек, духовный или ученый.
5)«совершенное» - собствен. признание должно быть проверено, свидет. показания должны быть проверены, присяга должна быть правдивой;
6)«несовершенное».
Военные суды применяли «краткое изображение процессов».
В 1723г. было принято положение «О форме суда» ~ восстановление старого состязательного процесса с некоторыми изменениями: судья играл `большую роль, чтобы стороны меньше говорили; введение формы прошения по пунктам. Некоторые постановления положения «Суд по форме» не применялись к делам об измене, злодействе (преступления против веры, убийство, кража, разбой), бунте, оскорблении величества. Был инквизиционный процесс. Отменялись очные ставки и состязательность сторон. Суды по уголовным и гражданским делам распределялись по 2-м палатам.
Периодизация истории.
1-й период правление Александра первого 1801-1825.
2-й николаевская эпоха 1825-1855г.
Эпоха Александра 2-го.
Эпоха Александра 3-го.
Сперанский – наиболее фундаментальные изменения (прочитать план государственно го преобразования).
Основная мысль – принцип разделения властей.
Эволюция высших органов власти.
Сенат – к началу 19-говека утратил свою роль.
Совет при высочайшем дворе – упразднён в 1801г. Заменил сенат, при Александре первом был преобразован в непременный совет
Непременный совет – совещательный орган при Александре первом (1801-1810г.).
«Негласный комитет» - «Звёздная палата» - Строгонов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев (1801-1803). Кружок близких друзей Александра первого, на протяжении двух лет проектировали реформы. Основный задачи: 1) реформировать системы высших и центральных государственных органов; 2) подготовить проект отмены крепостного права; 3) подготовить проект конституции Российской империи. 1) министерская реформа 8 сентября 1802г. вместо коллегий были учреждены министерства; строились на единоначалии, несли персональную ответственность перед императором, имели свои органы на местах. 2) 1803г. «Указ о вольных хлебопашцах» император подтвердил право крестьян освобождаться. 3) проект конституции 1820г.
Государственный совет – высший законосовещательный орган при царе (1810 – 1917г.).
Структура гос совета.
Собственная его императорского величия канцелярия (1812 – 1917).
В 1826г. Превратилась в личный кабинет Николая первого.
1 отделение по высочайшим прошениям (приёмная императора) (1826 – 882).
2 отделение - кодификационное (1826-1882).
3 отделение - высшая полиция (корпус жандармов, цензура).
4 отделение - управление учреждениями императрицы Марии (благотворительная организация, приюты и т. д.).
5 отделение - управление государственной деревней.
6 отделение - управление делами Кавказа.
Изменения в государственном строе во 2-й половине 19-го века.
1861г. Был учреждён Совет министров (высший исполнительный орган власти), до него, правительства не было.
Российская империя по форме правления всё ещё оставалась абсолютной монархией. Император остался все тем же. Изменения:
Государственный совет – роль в 1880-х годах падает, а в 1860-70-х растет, усиление кодификационного отдела, создаются различные комиссии и отделы.
Комитет министров (КМ) – высший орган власти, через него можно было протащить какой-нибудь законопроект, нормат. акт, минуя Гос. Совет (ГС). КМ начал поощрять развитие промышленности, утверждать уставы, АО, начал проводить карательную и цензурную политику. На пост министров назначались только знатные и видные чиновники (тебя бы не взяли).
В 1857 (неофиц.), 1861 (официал.) появился Совет министров (СМ), т.к. КМ был загружен различным хламом административного характера. В СМ вошли все министры, председатели КМ и ГС, главный управляющий и приближенные к императору лица. Его председателем был император. СМ координировал работу органов власти и рассматривал вопросы общегос. характера. В СМ направлялись все заключения, годовые отчеты, предложения о реформах. В 1870-х роль СМ падает, с 1880-х прекращает деятельности, но как высший орган существует.
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (ВК). Буржуазные реформы ее не коснулись. Она была обособлена и состояла из 4-х отделений:
1) Единственное, которое останется незакрытым и станет ВК. Заведовало личным составом, чинами и наградами, напоминал Отдел кадров.
2) Занимается кодификацией. Важное отд. законодательной власти, отзывы о законопроекте, переиздало Свод законов. В 1882г. было упразднено, его дела перешли в ГС.
3) Его значение возросло, оно занималось полит. полицией. Рассматривало дела о религиозных сектах, обществах разл. характера, гос. преступлениях, фальшивомонетничестве, о пожарах, грабежах, убийствах, беспорядках, злоупотреб. властью, о контрабанде и др. ~ все, что не связано с политикой. Делилось на пять экспедиций. Пятая в 1865г. превратилась в МВД: цензура, наблюдения за законами, корпус жандармов.
4) Закрылось и стало самостоятельным органом власти.
Специальная межведомственная комиссия: 1862г. следственная комиссия по делам революционных воззваний; 1878г. Особое совещание для изысканных мер и улучшения охраны спокойствия и безопасности в империи под председательством Валуева; 1880г. Верховная распорядительная комиссия по охране гос. порядка и общественного спокойствия во главе с ген. Лорис-Меликовым, рекомендовавший реорганизацию высших карательных органов. В 1880г. Верховная распорядительная комиссия и VI отделение превратились в Департамент гос. дел.
Правительствующий Сенат – высший орган суда и надзора, измененный в 1864г. он стал апелляционным органом (на судебные палаты и уездные суды мировых судей по уголовным и гражданским делам) и толковал законы, восстанавливал нарушенные права лиц и организаций. В 1866г. в нем открылись кассационные департаменты (жалобы на нарушение судопроизводства по угол. и гражд. делам. I департамент Сената занимался надзором за местным судом. С 1863г. сенат издавал брошюры – собрание узаконений и учреждений. Высший дисциплинарный суд при Сенате с 1885г. разбирал проступки судей. V уголовный департамент проводит полит. процессы в 1860-х гг.
Синод. Гос-во стремилось к усилению идеологического влияния церкви на население. Был создан совет по церковно-приходским школам. Председателем Синода был Победоносцев.
Центральные органы власти – Министерства (остались почти без изменений. Усилилась бюрократизация):
МВД имело административно-полицейские функции; состояло из учреждений, главными из которых был департамент полиции и общих дел, главное управление по делам печати (образованный из цензурного комитета) и по тюрьмам. Департамент полиции был образован в 1880г. из департамента гос. полиции и департамента исполнительной полиции, основная его функция – охрана общественного порядка и безопасности, предупреждение преступлений. полит. сыск. Шефом жандармов был министр внутренних дел. МВД состояло из 5 департаментов.
Минюст в 1881г. подготовил проект уголовного кодекса, некоторые его главы были приняты в 1893г.
Минфин отменяет откупа на неприбыльные винные дела; вводит акцизу на спиртные напитки, табак и др. товары. Появляется департамент окладных сборов – сбор натуральных повинностей. 1860г. – Гос. банк (привлечение ин. капитала), 1882г. – крестьянский поземельный банк (торговля землей), 1885г. – дворянский поземельный банк (спасал дворян от разорения). Департамент торговли и мануфактур, комитет по техническим делам.
МИД предает часть своих полномочий Мин. Императорского двора и уделов (МИДУ).
МИДУ заведовал личным хозяйством семьи Романовых. Кабинет заведовал землями, принадлежащими короне.
Мин. Просвещения – охранительная функция и религиозное воспитание.
Военное – новое устройство армии, главная роль у Главного штаба.
Морское занималось строительством паровых судов, военной подготовкой.
<---------это было в 1-ой половине 19 века
<--------------это стало во 2-ой половине 19го века.
Во 2-й половине 19-о века добавились министерства путей сообщения (железные дороги), министерство государственного контроля (следил за расходованием казны и поступлением в неё налогов), совет министров (исполнительный орган власти правительства).
В 19 в окончательно юридически закрепился статус императора – самодержец всероссийский, монарх неограниченный повиноваться которому не за страх а за совесть сам бог повиноваться повелевает.
Основные тенденции государственного строя.
Централизация государства (укрепляется единоличная власть царя, все земли российской империи закрепляются единым статусом).
Бюрократизация (профессионализация государственного аппарата (указ о аттестации чиновников)).