Высшие и центральные органы власти России XV-XVII вв.

Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых.

Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются “великими князьями всея Руси”, что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.

В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения.

Великие князья стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя “государями всея Руси”, а иногда и царями. Впоследствии высшим органом в XVII веке был царь. в 1547 г. на царство был венчан Иван Грозный, власть которого характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения. Принятие титула царь и государства были тождественными. Все свои государственные функции царь осуществлял с помощью Боярской думы, Земского собора и через систему приказов и воевод.

Боярская дума - законодательный орган, орган управления и суда, который по прежнему считался вторым высшим органом власти, но его деятельность при Иване Грозном была ограничена. Функции Боярской Думы:

1) утверждение законодательных актов

2) осуществление общего руководства приказами

3) надзор за местным управлением

4) принятие решения по вопросам организации армии

5) регулирование земельных дел

6) переговоры с иностранными послами

Земский собор - сословно-представительный орган, через который царь привлекал дворянство и посадское население к государственному управлению. В состав земского собора входила верхняя палата (ее члены не избирались, а входили в состав на основании занимаемого ими положения) и нижняя палата (ее члены входили в состав на основании выборов либо назначения царя). Земский собор работал только в период его созыва. В связи с этим все Земские соборы условно делят на:

1) соборы, созываемые по инициативе царя

2) по инициативе сословий созывал царь

3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него

4) которые избирали на царство

Земские соборы состоят из представителей боярства,духовенства, дворян, городского населения ( купцы и зажиточные ремесленники), кроме жителей «черных земель»

Регламентация работы Земских Соборов не существовала.

Число присутствующих на Земском Соборе не устанавливалось, а зависело от указа царя, издаваемого перед каждым новым созывом.

Участие в Земских соборах не было почетной обязанностью и несло за собой материальной потери.

Функции Земского собора:

1) внешняя политика (вопросы войны и мира)

2) избрание царя

3) проведение коренных внутренних реформ

4) обсуждение и принятие законодательство.

Периоды оформления:

1)1549-1584гг. – Становление и оформление земских соборов;

2)1584-1610гг. – Время, когда главная функция избрание на царство;

3)1611-1612гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти;

4)1613-1622гг. – Действуют не прерывно в качестве совещательного органа при царе;

5)1632-1653гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренне и внешней политики;

6)1653-до конца 80-х. – Время затухания Земских соборов.

Деятельность:

1) Внутренняя политика;

2) Внешняя политика;

3) Налогообложение;

4) Выборы патриарха.

Способы формирования:

1) По назначению;

2) Путем выборов.

Приказы - органы, возникшие в связи с расширением, созданием централизованного государства и регулирующие различные отрасли управления (пути). Руководство приказами осуществлялось отдельными лицами великокняжеского окружения. Прказы находились в подчинении царя и Боярской думы. Все приказы подразделялись на:

1) ведующие отраслями управления на всю территорию государства

2) ведующие определенными территориями государства

3) приказы дворцового управления

По мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы -Владимирский, Рязанский, Дмитровский и др. для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже касавшихся отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления.

На практике государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия и велось дьяками письменное производство.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ Большого дворца) во главе с дворецким. Созданы были Конюшенный, Посольский, Разрядный, Ямской и др. приказы.

Воеводы - должности в городе, исполняющую военную, гражданскую, судебную функции и осуществляющие контроль за сбором налогов.