Система организационно-экономических задач органов государственного управления внутренним туризмом

Однако этого недостаточно. Многообразие субъек­тов внутреннего туристского рынка может продуктивно функци­онировать лишь при совершенной законодательной базе, эффек­тивном вертикальном управлении и достоверных статистических данных,УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Факторы предложения

Факторы спроса

Факторы роста внутреннего туризма

Таким образом, внутренний туризм способен влиять на эко­номику региона и страны, на хозяйственную, социальную и гума­нитарную сферы общественной жизни.

Взаимосвязь между отдельными составляющими комплекса внутреннего туризма целесообразно изучать с помощью систем­ного экономического анализа и моделирования. Базовое звено эко­номических исследований внутреннего туризма — схемы эконо­мического развития туристской сферы отдельных территорий. В них содержатся оценки общего регионального развития: хозяй­ства региона, уровня природопользования, степени реализации ос­новных производственно-экономических и социальных программ, динамики состава и уровня жизни населения и др., а также оцен­ки развития сфер туристского комплекса.

 

Влияние ключевых внешних (действующих вне туристских организаций) факторов на развитие внутреннего туризма представлено на схеме:

 

Старение населения и другие демографические процессы

Рост доходов

Рост урбанизации

Увеличение доли свободного времени

 

Развитие транспортной инфраструктуры

Сервисная интеграция

Развитие рекламы и информационных технологий

Совершенствование законодательства

 

Рис. 2.1. Факторы развития внутреннего туризма

Изучение комплекса внутреннего туризма требует учета и ана­лиза взаимодействия различных факторов социально-экономиче­ской среды, скоординированной работы совокупности средств, объектов предприятий туристского комплекса, всех его секторов или сегментов.

 

 

Несмотря на значительное влияние других отраслей на внут­ренний туризм, его развитие во многом зависит от обеспечения эффективных организационно-экономических условий (рис. 2.2), которые достигаются путем решения задач государственной по­литики в области регулирования регионального туризма.

 

 

 

 

Организационный блок   Экономический блок
1. Законодательное регулирование 2. Программно-целевое развитие 3. Определение форм поддержки рыночной инфраструктуры 4. Разграничение функций и полномочий между ведомствами 5. Анализ факторов роста сферы услуг туризма в регионе 6. Определение методов мониторинга и контроля развития регионального туризма 7. Интеграция и позиционирование туристских ресурсов региона 1. Оценка экономической целесо­образности программно-целевых мероприятий 2. Оценка ресурсов и затрат на поддержку рыночной инфраструктуры туристского комплекса 3. Реализация финансовых механиз­мов поддержки туристского бизнеса 4. Упорядочение отношений собственности в сфере туризма 5. Стимулирование конкуренции и условий для туристского бизнеса 6. Эффективное использование туристского потенциала региона
   
Региональный туризм

 

 

В настоящее время управлением туристской сферой в России, в том числе внутренним туризмом, занимается Федеральное агент­ство по туризму. В регионах координируют туристскую деятель­ность различные государственные структуры (департаменты, комитеты, управления, отделыидр.), созданные в структуре регио­нальных правительств, областных (краевых), городских админи­страций.

 

Для многих регионов Российской Федерации разработаны программы развития туризма на период до 2010—2012 гг. Прак­тически все они направлены на создание правовой, организа­ционной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, на совершенствование механизмов управления туристской деятельностью. Выполнение региональных программ развития туризма предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

 

В большинстве программ декларируется формирование единой системы турист­ских зон региона, однако дальше всегда приводятся перечни зон и схемы их размещения, а главное — нет четких, понятных, эконо­мически обоснованных конечных результатов предлагаемых уп­равленческих решений. Между тем программы, в отличие от кон­цепций развития регионального туризма, предполагают четкое выделение приоритетов формирования туристской сферы, указа­ние источников финансирована ответственных за исполнение. Технология управления процессами российского внутренне­го туризма с охватом разных уровней (от государственного регу­лирования до внутрифирменной) разработана слабо.

 

Авторы на­учных публикаций, посвященных управленческим аспектам внутреннего туризма, ограничиваются в основном оценками орга­низационной стороны совместной деятельности, например, тур­фирм и предприятий размещение реже — транспортных и турист­ских организаций, еще реже — турфирм и предприятий питания.

 

Очень мало работ методологического характера, а также публика­ций, отражающих системный взгляд на процессы управления во S внутреннем туризме и смежных сферах деятельности. Отчасти это связано с тем, что комплексное освоение туристского потенциала в России затруднено. Многочисленные участники туристского биз­неса должны объединить усилия для создания и претворения в жизнь общей концепции, призванной в итоге принести выгоду всем.

 

В современной России такая интеграция обычно прописы­вается в региональных программах развития туризма, однако в реальных условиях хозяйствования отдельных предприятий ту­ристской сферы комплексирование обычно ограничивается обслу­живанием группы в рамках стандартного турпакета (транспорт, размещение, питание, досуг).

 

В литературе совершенно не отражена проблема, когда многочисленные участники туристского бизнеса решают исключи­тельно свою задачу, мало или совершенно не интересуясь возмож­ностями оптимизации своей детальности при партнерской поддержке. Типичным примером может служить транспортное обслуживание многочасовой экскурсии городских жителей, на­пример, в природный парк, В этом случае водитель автотранспорт­ного средства примерно 50% рабочего времени, оплаченного турфирмой, тратит на ожидание группы. Дирекция природного пар­ка преследует свою узкую цель — получить прибыль от обслужи­вания группы в музее, сувенирных киосках, на экологических и учебных тропах. Однако в этот же день можно организовать, на­пример, доставку на простаивающем автобусе группы экскурсан­тов из близлежащих населенных пунктов.

 

Эффективность управленческой деятельности в сфере внут­реннего туризма и четкость исполнения законов во многом опре­деляются наличием достоверных источников статистической ин­формации о происходящих изменениях в общественной жизни. Однако статистика международного и российского внутреннего туризма практически отсутствует. Ни одно государство не ведет систематического наблюдения за внутренним туризмом в полном объеме. В статистике туристских потоков информация об экскур­сионных и деловых краткосрочных поездках носит фрагментар­ный характер, о туристских расходах — далеко не полная. Важной проблемой остается своевременность предоставления информа­ции, поскольку участники рынка (турфирмы, гостиничные пред­приятия, санаторно-курортные учреждения} ежегодно проводят договорную кампанию и начинают продажи раньше, чем поступа­ют статистические данные о текущей конъюнктуре рынка и ре­зультатах предыдущего сезона.

 

Отечественная статистика туризма не в состоянии предоста­вить достоверных оценок рынка туристских услуг, так как сложив­шаяся система статистических наблюдений не предполагает сис­темного сбора данных со стороны спроса. Статистика туризма в России — достаточно эффективная система оценки туристской деятельности только в части специализированных предприятий, т.е. на основе данных со стороны предложения. Нет комплексной информации об объемах и структуре туристских расходов, ресур­сов и использовании туристских товаров и услуг.

 

 

Проблема учета расходов граждан на внутренний туризм свя­зана с необходимостью учета хозяйственной деятельности раз­нообразных субъектов внутреннего туристского рынка, часто не отражаемых в статистической и финансовой форме «Тур-1» - туристской путевке. Некоторое представление, хотя и косвенное, о числе внутренних туристов дает статистика лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, предприятиях отдыха и на туристских базах. Эти данные — итог двух обстоятельств.

 

Во-пер­вых, в перечисленных средствах размещения отдыхают преимущественно российские граждане. Во-вторых, эта статистика харак­теризует именно туризм и позволяет отнести отдыхающих к кате­гории туристов, согласно ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятель­ности в Российской Федерации».

 

Используемые сегодня показатели развития внутреннего ту­ризма отражают количественный объем реализации туристских услуг, их качественную сторону, а также производственно-обслу­живающую деятельность туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает:

- объем туристского потока;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности туристских фирм.

 

Эти показатели не позволяют полностью оценить социально-экономическую эффективность внутреннего туризма, но тем не менее работ, претендующих на экономический анализ сферы внутреннего российского туризма, довольно много. Впрочем, ав­торы, затрагивающие проблемы экономики туризма, как прави­ло, рассматривают роль и место внутреннего туризма в экономи­ке страны и регионов, используя в основном описательный метод, редко дают комплексную оценку и тем более не рассматривают системный подход.

 

На фоне международного туризма экономическая роль внут­реннего туризма более скромна. Но по степени экономической выгоды для региона внутренний туризм занимает промежуточное положение между выездным (вывоз капитала) и въездным туриз­мом. Внутренние туристы потребляют услуги, а не вывозят из ре­гиона материальные ценности в виде леса, полезных ископаемых, на что сегодня направлена деятельность многих совместных пред­приятий. Туризм создает дополнительный спрос на товары мест­ного производства, сувенирную продукцию, увеличивает доходы оказывающих услуги предприятий.

 

Рост внутреннего туризма свя­зан с увеличением поступлений доходов в местный бюджет, обес­печением занятости, способствует повышению образованности и культуры, местного населения. Влияние внутреннего туризма на экономику региона имеет прямой и косвенный экономический эффект. Прямой — связан с деятельностью предприятий, осуществляющих организацию туристских услуг (турфирмы, гостиницы, турбазы и т.д.). Косвенный — создание рабочих мест, зависящих от туризма, сфера об­служивания туризма (строительство, торговля, сельское хозяйство, связь и др.). В целом оценить косвенную занятость сложно из-за специфики работы в туристской отрасли (сезонный характер, зна­чительный процент занятых неполный рабочий день).

 

Вместе с тем анализ отечественной литературы, посвященной внутреннему туризму, показывает, что его значение для националь­ного, регионального и муниципального экономического развития России не всегда оценивается в полной мере. Об этом свидетель­ствуют общероссийские статистические показатели выезда тури­стов, превышающие показатели въезда более чем в 1,5 раза: на 10 выезжающих туристов приходится один внутренний. Значитель­ное превалирование доли импорта в общем объеме туристских услуг приводит к тому, что потребители этих услуг инвестируют иностранную экономику, лишая государственный бюджет значи­тельных поступлений. Такая ситуация стала возможной вследствие того, что туристская сфера до сих пор не рассматривается в соста­ве стратегических отраслей и поэтому не может органично впи­саться в рыночные реформы.

По мнению российских и зарубежных экспертов, многие воз­можности внутреннего туризма остаются невостребованными. Территория России, обладая колоссальным природным и истори­ко-культурным туристским потенциалом, используется, согласно оценкам специалистов Национальной академии туризма, не более чем на 20%, более 10 тыс. объектов туризма не функционируют. Зачастую даже при значительном числе посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплекс­ного туристского предложения туризм не приносит региону ощу­тимый доход. Туристы часто вынуждены привозить с собой из дома продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только продукты жизнеде­ятельности, но не деньги.

 

Всеобъемлющая официальная статистическая информация о потоках внутренних туристов в, отличие от международных ту­ристских потоков в России и мире: отсутствует. Федеральная служ­ба госстатистики Российской Федерации (Росстат) проводит лишь региональную сводку и анализ числа отправленных турфирмами российских: туристов в туры по России в целом, одновременно рас­сматривая и такие показатели, как общее число проведенных туристодней, стоимость одного дня проживания.

 

Региональными государственными структурами, координирующими туристскую деятельность, также ведется статистика внутреннего туризма, од­нако степень ее полноты не может быть исчерпывающей из-за невозможности прямого учета всех внутренних туристских пото­ков (прежде всего неорганизованных). Тем не менее определен­ное представление о состоянии внутреннего туризма в регионах можно сформировать и на основании имеющихся данных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем проявляется влияние экономических и социальных факто­ров на внутренний туризм?

2. Какое значение для туристского бизнеса имеет классификация внутреннего туризма?

3. Охарактеризуйте основные виды внутреннего туризма. Какие из них характерны для вашего региона?

4. Какие перспективы имеет развитие лечебно-оздоровительного ту­ризма в вашем регионе?

5. Какой вид внутреннего туризма наиболее распространен в Рос­сии? Какие причины вызывают его широкое распространение?

6. Выпишите из текста главы слова и словосочетания, отмеченные полужирным шрифтом, и дайте каждому из них краткое, но ем­кое определение. Сверьте полученные ответы с определениями, приведенными в «Кратком словаре терминов» в конце пособия.