Система организационно-экономических задач органов государственного управления внутренним туризмом
Однако этого недостаточно. Многообразие субъектов внутреннего туристского рынка может продуктивно функционировать лишь при совершенной законодательной базе, эффективном вертикальном управлении и достоверных статистических данных,УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Факторы предложения
Факторы спроса
Факторы роста внутреннего туризма
Таким образом, внутренний туризм способен влиять на экономику региона и страны, на хозяйственную, социальную и гуманитарную сферы общественной жизни.
Взаимосвязь между отдельными составляющими комплекса внутреннего туризма целесообразно изучать с помощью системного экономического анализа и моделирования. Базовое звено экономических исследований внутреннего туризма — схемы экономического развития туристской сферы отдельных территорий. В них содержатся оценки общего регионального развития: хозяйства региона, уровня природопользования, степени реализации основных производственно-экономических и социальных программ, динамики состава и уровня жизни населения и др., а также оценки развития сфер туристского комплекса.
Влияние ключевых внешних (действующих вне туристских организаций) факторов на развитие внутреннего туризма представлено на схеме:
Старение населения и другие демографические процессы
Рост доходов
Рост урбанизации
Увеличение доли свободного времени
Развитие транспортной инфраструктуры
Сервисная интеграция
Развитие рекламы и информационных технологий
Совершенствование законодательства
Рис. 2.1. Факторы развития внутреннего туризма
Изучение комплекса внутреннего туризма требует учета и анализа взаимодействия различных факторов социально-экономической среды, скоординированной работы совокупности средств, объектов предприятий туристского комплекса, всех его секторов или сегментов.
Несмотря на значительное влияние других отраслей на внутренний туризм, его развитие во многом зависит от обеспечения эффективных организационно-экономических условий (рис. 2.2), которые достигаются путем решения задач государственной политики в области регулирования регионального туризма.
Организационный блок | Экономический блок | |
1. Законодательное регулирование 2. Программно-целевое развитие 3. Определение форм поддержки рыночной инфраструктуры 4. Разграничение функций и полномочий между ведомствами 5. Анализ факторов роста сферы услуг туризма в регионе 6. Определение методов мониторинга и контроля развития регионального туризма 7. Интеграция и позиционирование туристских ресурсов региона | 1. Оценка экономической целесообразности программно-целевых мероприятий 2. Оценка ресурсов и затрат на поддержку рыночной инфраструктуры туристского комплекса 3. Реализация финансовых механизмов поддержки туристского бизнеса 4. Упорядочение отношений собственности в сфере туризма 5. Стимулирование конкуренции и условий для туристского бизнеса 6. Эффективное использование туристского потенциала региона | |
Региональный туризм |
В настоящее время управлением туристской сферой в России, в том числе внутренним туризмом, занимается Федеральное агентство по туризму. В регионах координируют туристскую деятельность различные государственные структуры (департаменты, комитеты, управления, отделыидр.), созданные в структуре региональных правительств, областных (краевых), городских администраций.
Для многих регионов Российской Федерации разработаны программы развития туризма на период до 2010—2012 гг. Практически все они направлены на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, на совершенствование механизмов управления туристской деятельностью. Выполнение региональных программ развития туризма предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
В большинстве программ декларируется формирование единой системы туристских зон региона, однако дальше всегда приводятся перечни зон и схемы их размещения, а главное — нет четких, понятных, экономически обоснованных конечных результатов предлагаемых управленческих решений. Между тем программы, в отличие от концепций развития регионального туризма, предполагают четкое выделение приоритетов формирования туристской сферы, указание источников финансирована ответственных за исполнение. Технология управления процессами российского внутреннего туризма с охватом разных уровней (от государственного регулирования до внутрифирменной) разработана слабо.
Авторы научных публикаций, посвященных управленческим аспектам внутреннего туризма, ограничиваются в основном оценками организационной стороны совместной деятельности, например, турфирм и предприятий размещение реже — транспортных и туристских организаций, еще реже — турфирм и предприятий питания.
Очень мало работ методологического характера, а также публикаций, отражающих системный взгляд на процессы управления во S внутреннем туризме и смежных сферах деятельности. Отчасти это связано с тем, что комплексное освоение туристского потенциала в России затруднено. Многочисленные участники туристского бизнеса должны объединить усилия для создания и претворения в жизнь общей концепции, призванной в итоге принести выгоду всем.
В современной России такая интеграция обычно прописывается в региональных программах развития туризма, однако в реальных условиях хозяйствования отдельных предприятий туристской сферы комплексирование обычно ограничивается обслуживанием группы в рамках стандартного турпакета (транспорт, размещение, питание, досуг).
В литературе совершенно не отражена проблема, когда многочисленные участники туристского бизнеса решают исключительно свою задачу, мало или совершенно не интересуясь возможностями оптимизации своей детальности при партнерской поддержке. Типичным примером может служить транспортное обслуживание многочасовой экскурсии городских жителей, например, в природный парк, В этом случае водитель автотранспортного средства примерно 50% рабочего времени, оплаченного турфирмой, тратит на ожидание группы. Дирекция природного парка преследует свою узкую цель — получить прибыль от обслуживания группы в музее, сувенирных киосках, на экологических и учебных тропах. Однако в этот же день можно организовать, например, доставку на простаивающем автобусе группы экскурсантов из близлежащих населенных пунктов.
Эффективность управленческой деятельности в сфере внутреннего туризма и четкость исполнения законов во многом определяются наличием достоверных источников статистической информации о происходящих изменениях в общественной жизни. Однако статистика международного и российского внутреннего туризма практически отсутствует. Ни одно государство не ведет систематического наблюдения за внутренним туризмом в полном объеме. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и деловых краткосрочных поездках носит фрагментарный характер, о туристских расходах — далеко не полная. Важной проблемой остается своевременность предоставления информации, поскольку участники рынка (турфирмы, гостиничные предприятия, санаторно-курортные учреждения} ежегодно проводят договорную кампанию и начинают продажи раньше, чем поступают статистические данные о текущей конъюнктуре рынка и результатах предыдущего сезона.
Отечественная статистика туризма не в состоянии предоставить достоверных оценок рынка туристских услуг, так как сложившаяся система статистических наблюдений не предполагает системного сбора данных со стороны спроса. Статистика туризма в России — достаточно эффективная система оценки туристской деятельности только в части специализированных предприятий, т.е. на основе данных со стороны предложения. Нет комплексной информации об объемах и структуре туристских расходов, ресурсов и использовании туристских товаров и услуг.
Проблема учета расходов граждан на внутренний туризм связана с необходимостью учета хозяйственной деятельности разнообразных субъектов внутреннего туристского рынка, часто не отражаемых в статистической и финансовой форме «Тур-1» - туристской путевке. Некоторое представление, хотя и косвенное, о числе внутренних туристов дает статистика лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, предприятиях отдыха и на туристских базах. Эти данные — итог двух обстоятельств.
Во-первых, в перечисленных средствах размещения отдыхают преимущественно российские граждане. Во-вторых, эта статистика характеризует именно туризм и позволяет отнести отдыхающих к категории туристов, согласно ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Используемые сегодня показатели развития внутреннего туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг, их качественную сторону, а также производственно-обслуживающую деятельность туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает:
- объем туристского потока;
- состояние и развитие материально-технической базы;
- показатели финансово-экономической деятельности туристских фирм.
Эти показатели не позволяют полностью оценить социально-экономическую эффективность внутреннего туризма, но тем не менее работ, претендующих на экономический анализ сферы внутреннего российского туризма, довольно много. Впрочем, авторы, затрагивающие проблемы экономики туризма, как правило, рассматривают роль и место внутреннего туризма в экономике страны и регионов, используя в основном описательный метод, редко дают комплексную оценку и тем более не рассматривают системный подход.
На фоне международного туризма экономическая роль внутреннего туризма более скромна. Но по степени экономической выгоды для региона внутренний туризм занимает промежуточное положение между выездным (вывоз капитала) и въездным туризмом. Внутренние туристы потребляют услуги, а не вывозят из региона материальные ценности в виде леса, полезных ископаемых, на что сегодня направлена деятельность многих совместных предприятий. Туризм создает дополнительный спрос на товары местного производства, сувенирную продукцию, увеличивает доходы оказывающих услуги предприятий.
Рост внутреннего туризма связан с увеличением поступлений доходов в местный бюджет, обеспечением занятости, способствует повышению образованности и культуры, местного населения. Влияние внутреннего туризма на экономику региона имеет прямой и косвенный экономический эффект. Прямой — связан с деятельностью предприятий, осуществляющих организацию туристских услуг (турфирмы, гостиницы, турбазы и т.д.). Косвенный — создание рабочих мест, зависящих от туризма, сфера обслуживания туризма (строительство, торговля, сельское хозяйство, связь и др.). В целом оценить косвенную занятость сложно из-за специфики работы в туристской отрасли (сезонный характер, значительный процент занятых неполный рабочий день).
Вместе с тем анализ отечественной литературы, посвященной внутреннему туризму, показывает, что его значение для национального, регионального и муниципального экономического развития России не всегда оценивается в полной мере. Об этом свидетельствуют общероссийские статистические показатели выезда туристов, превышающие показатели въезда более чем в 1,5 раза: на 10 выезжающих туристов приходится один внутренний. Значительное превалирование доли импорта в общем объеме туристских услуг приводит к тому, что потребители этих услуг инвестируют иностранную экономику, лишая государственный бюджет значительных поступлений. Такая ситуация стала возможной вследствие того, что туристская сфера до сих пор не рассматривается в составе стратегических отраслей и поэтому не может органично вписаться в рыночные реформы.
По мнению российских и зарубежных экспертов, многие возможности внутреннего туризма остаются невостребованными. Территория России, обладая колоссальным природным и историко-культурным туристским потенциалом, используется, согласно оценкам специалистов Национальной академии туризма, не более чем на 20%, более 10 тыс. объектов туризма не функционируют. Зачастую даже при значительном числе посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону ощутимый доход. Туристы часто вынуждены привозить с собой из дома продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только продукты жизнедеятельности, но не деньги.
Всеобъемлющая официальная статистическая информация о потоках внутренних туристов в, отличие от международных туристских потоков в России и мире: отсутствует. Федеральная служба госстатистики Российской Федерации (Росстат) проводит лишь региональную сводку и анализ числа отправленных турфирмами российских: туристов в туры по России в целом, одновременно рассматривая и такие показатели, как общее число проведенных туристодней, стоимость одного дня проживания.
Региональными государственными структурами, координирующими туристскую деятельность, также ведется статистика внутреннего туризма, однако степень ее полноты не может быть исчерпывающей из-за невозможности прямого учета всех внутренних туристских потоков (прежде всего неорганизованных). Тем не менее определенное представление о состоянии внутреннего туризма в регионах можно сформировать и на основании имеющихся данных.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем проявляется влияние экономических и социальных факторов на внутренний туризм?
2. Какое значение для туристского бизнеса имеет классификация внутреннего туризма?
3. Охарактеризуйте основные виды внутреннего туризма. Какие из них характерны для вашего региона?
4. Какие перспективы имеет развитие лечебно-оздоровительного туризма в вашем регионе?
5. Какой вид внутреннего туризма наиболее распространен в России? Какие причины вызывают его широкое распространение?
6. Выпишите из текста главы слова и словосочетания, отмеченные полужирным шрифтом, и дайте каждому из них краткое, но емкое определение. Сверьте полученные ответы с определениями, приведенными в «Кратком словаре терминов» в конце пособия.