Интернет: подходы к регулированию, конец 1990-х

Регулирование Интернета

- Кто регулирует?

- Что регулировать?

- Где регулировать?

- Как?

 

Бертран де ла Шапель на философском фак-те МГУ: «Информационное общество будущего и управление Интернетом»

 

«Нетикет» (сетевой этикет)

Массовым интернет стал в середине 90-х годов.

Первыми относительно массовыми пользователями инета стали студенты университетов. Они посчитали необходимым создать некоторые правила.

Request for Comment (RFC) – 1995 год

Нетикет – правила регулирования Интернета ДО того, как Интернет стал массовым.

 

1980-1995 гг:

- правила поведения, общения в Сети, традиции и культура Интернет-сообщества, которых большинство

- RFC:

1. Будь консервативен в том, что рассылаешь, будь либерален в отношении того, что получаешь.

2. Включает положение о спаме и авторском праве

Это были учебные системы (типа ЛМС), и в других правилах Интернет не нуждался.

 

Но позже стало ясно, что Интернет может быть использован не только в учебных целях, но и для рассылки спама и ненужной информации.

 

- 1997, Конференция МСЭ (Международный союз электросвязи, входит в систему ООН – это придает ему очень весомы статус) в Женеве – проект Декларации для информационного общества. Впервые термин «информационное общество» прозвучал на высоком уровне. Это общество, которое получает выгоду от получения информации. И Интернет в этом смысле дает новые возможности для развития человека. Это дает возможность зарабатывать на информации, строить на ней свой бизнес. Главное: чтобы Интернет был использован для доступа этой информации, а не для совершения правонарушений. Чтобы человек мог развиваться, а не совершать правонарушения или становиться их жертвой.

 

Это ни к чему не привело. С другой стороны эти конференции выработали подходы, которые прижились и имеют смысли и сегодня: концепция информационного общества в частности.

 

Союз Европы: правовое регулирование Прав человека. Цель: Защищать и развивать права человека.

Таких документов у Евросоюза НЕТ. Цель Евросоюза: экономически0политческие связи, общий рынок.

 

- 1998, Евросоюз созвал круглый стол – проект Международной хартии связи (США против, создают ICANN, 1998)

Результат: принцип многосторонности регулирования Интернета.

До этого никакое явление не регулировалось одновременно тремя сторонами: власть + бизнес + гражданское общество.

 

ICANN – занимается присвоением доменных имен первого уровня. Изначально, она была Американской компанией, частной. Подчинялась сначала Министерству торговли США. Евросоюз обратил внимание, что это не очень правильно: что частная компания, которая непосредственно подчинена властям США, регулирует Интернет. Сейчас она подчинена и США и ООН. Но эта компания все еще остается частной.

ООН провел тендер: нужна компания, которая будет присваивать доменные имена первого уровня. Этот тендер выигрывала ИКАН, потому что считалось, что компании лучше нет.

 

2000-е: утверждение «мягкого права» многостороннего управления.

2003 год: под эгидой ООН в Женеве был произведён первый Всемирный саммит информационного сообщества (WSIS). Говорили о распространении терроризма, террористических взглядов, экстремистских взглядов, детской порнографией, и так далее. Обсуждали, насколько власть должна в это вмешиваться. В целом, Интернет географический свободное поле. Так что законодательства одной страны не могут по идее применятся к Интернету. Насколько право применимо вообще к регулированию к Интернету, когда границ в этом пространстве нет?

 

Этот саммит был первый, но не последний.

 

В 2005 году в Тунисе саммит прошел более конструктивно. Он прошел на уровне не ЕС, но ООН. Была признана необходимость многостороннего регулирования Инета. Необходимо привлекать не только власти, но бизнес и гражданское общество. Прошедший форум международного управления Интернета. В рамках этого саммита для форума были созданы динамические коалиции.

 

Динамические коалиции – некие объединения кого-то. Мы можем создать коалицию, развивать какую-то идею, глава может меняться, идея будет развиваться.

 

Основные принципы «Мягкого права» об Интернете:

1) Многосторонность регулирования

2) Поддержка существующей архитектуры Интернета (прозрачность или end-to-end, сеть – открыта для всех конечных пользователей)

3) Три сферы, требующих политического решения:

- права человека

- безопасность

- экономика.

4) Разные стороны преследуют разные интересы (есть интересы стран, международных организаций: ООН, G7, WSIS)