Информационные ресурсы

Информационная культура

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы, т.е привить ему информационную культуру.

Информационная культура –умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

ü в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

ü в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

ü в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

ü во владении основами аналитической переработки информацией;

ü в умении работать с различной информацией;

ü в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Известно несколько основных видов ресурсов:

Материальные - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта.

Природные – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Трудовые - люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе.

Финансово-денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры.

Энергетические - носители энергии, например, уголь, нефть.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накопили, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, компьютерных программ.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

ü превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

ü сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

ü образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

ü повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках и др. за счет своевременного использования необходимой информации.