Патриарх Никон.

Родился в крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Мачеха часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком монастыре. В 1646 г. в Москве встретился с царем Алексеем. Началась головокружительная карьера Никона. Для начала он получил место архимандрита столичного Новоспасского монастыря. Затем, с 1652 г. он становится патриархом, получает титул «великого государя». Пользовался безграничным доверием молодого Алексея Михайловича, на которого оказывал определенное влияние. Царь назвал его своим «собинным» (особенным) другом. В руках патриарха сосредоточились и церковные и государственные дела. Более того, со временем он стал подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Патриарх стал фактически соправителем царя, во время отсутствия царя старался полностью его заменить.

В то время на Западе почти все государства провозгласили самостоятельность и независимость светской власти от духовной. Никон отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви, доказывая, что церковь («священство») выше светской власти («царства»), ибо царь получает свою корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Царь же желал видеть в патриархе лишь послушное орудие.

Учреждение Монастырского приказа послужили, между прочим, доводами к ссоре царя с патриархом Никоном; не один Никон был недоволен этими мерами, недовольно было почти все высшее духовенство. Хотя в столкновении царя с патриархом победа осталась за царем, монастырский приказ под влиянием протеста духовной, иерархии был упразднен.

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого Собора 1551 года. Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, которая появилась после падения Константинополя, а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии.

Охлаждение отношений между царём и патриархом привело Никона к самовольному оставлению кафедры 10 июля 1658 года: он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. Он надеялся, что его позовут обратно. Видя, что царь не реагирует на его выпады, Никон пошел на попятную, но тут уже царь стал проявлять строптивость и не хотел возвращения патриарха назад. Борьба продолжалась восемь лет.

Официально патриарший сан с Никона снят не был, поэтому избрать нового патриарха было невозможно. Для разрешения всех конфликтов по инициативе царя, приглашены главы православных церквей.

В 1666 – 1667 годах в Москве был созван Собор вселенских патриархов. Восточные патриархи, уже давно получавшие богатые милости от московского царя, при разрешении спора Алексея Михайловича и Никона сильно наклоняли весы в пользу царя. Никон был обвинен в нарушении норм церковной жизни, неуважении к царю, вмешательстве в светские дела и т.д., лишен сана и сослан монахом в Ферапонтов монастырь.

Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской, царь должен иметь преимущество в светских государственных делах, а патриарх – в церковных, настоял на упразднении Монастырского приказа, отмене суда светского учреждения над духовенством.

Собор объявил проклятье всем противникам реформы, предал их суду «градских властей». Сожжение на костре всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». От такой казни пал один из наиболее рьяных деятелей раннего раскола - протопоп Аввакум.