Закономерный характер воспитания и система его особых принципов

Педагогические принципы воспитания — специ­альная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекоменда­тельные положения, реализация которых обеспе­чивает достижение цели и решение задач воспи­тания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, резуль­татов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях пра­воохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспита­тельными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:

...Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоя­тельствами, в которых вы хотите их приложить[2].

Поскольку правоохранительный орган представляет собой дело­вую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют со­циально-педагогические закономерности и рекомендации по воспи­танию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкно­вении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.

Воспитанность человека — продукт множества влияний и зако­номерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания пра­воохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности по месту в педагогической сис­теме воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержатель­ных, организационных и методических[3] (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов

Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобра­зие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слу­шатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооружен­ных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с пре­ступностью», они все время «на фронте». Очевидно, что законо­мерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.