Новый этап демократизации Афин: Эфиальт

Аристократический реванш: усиление Ареопага

Первоначально после изгнания персов из Греции в Афинах роль политического лидера выполнял Фемистокл. Однако острейшая борьба между демократической и аристократической группировками увенчалась победой последней, а Фемистокл был подвергнут изгнанию путем остракизма. Позднее он был обвинен в дружбе с персами, тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осужден общим собранием греков. После скитаний (Аргос, Керкира, Эпир, Македония, Эфес) Фемистокл бежал к персидскому царю Артаксерксу I, получил от него в управление города Лампсак, Миунт и Магнесию. В последней он и умер около 460 г. до н. э.

После остракизма Фемистокла власть перешла к аристократии, а ее лидерами были сначала Аристид, а затем Кимон, сын знаменитого Мильтиада, марафонского героя. Усиление аристократии привело к тому, что в Афинах, как говорит Аристотель, в течение по крайней мере 17 лет после Платейской битвы «государство оставалось под главенством совета Ареопага». Он, помимо функций по охране законов, каковые были определены по реформе Солона, присвоил себе новые широкие полномочия. Роль народного собрания и других демократических учреждений в эти годы была невелика и деятельность их находилась под контролем ареопага.

Однако господство консервативной аристократии в Афинах не могло быть продолжительным. К числу недовольных, прежде всего, принадлежали граждане из четвертого разряда – фетов. Развитие кораблестроения в Афинах и создание мощного военного флота, который строился и обслуживался главным образом гражданами из этого разряда, превратили его в значительную политическую силу, противостоящую консервативной знати и добивавшуюся демократизации афинского государственного строя. Именно эту силу использовали политики демократической ориентации.

 

Поскольку хранителем консервативных традиций и фактически правителем государства стал Ареопаг, главной задачей демократов было сломить его могущество. Демократы прибегли к судебным процессам как средству политической борьбы, и привлекали отдельных членов Ареопага к суду, обвиняя их в различных должностных преступлениях, присвоении казенных сумм, злоупотреблении властью, подкупности и т. д. Подобные обвинения оказывались основательными, авторитет многих членов Ареопага был подорван, и сам совет дискредитирован.

Во главе афинских демократов тогда стоял Эфиальт. Наши сведения об этом политическом деятеле очень скудны. Аристотель называет его руководителем демоса, «пользовавшимся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах». Эфиальт был красноречивым оратором и пользовался большой популярностью среди простого народа. В своей политической деятельности Эфиальт был продолжателем Фемистокла и, по словам Платона, «опоил демос неумеренной свободой».

Успешные разоблачения недобросовестности ареопагитов позволили Эфиальту еще весной 462 г. до н. э. внести в народное собрание закон, по которому ареопаг лишался значения важнейшего государственного органа. Его функции передавались частью народному собранию, частью совету пятисот и гелиэе. Ареопаг с этого времени становится только судилищем по делам, связанным с предумышленными убийствами и религиозными преступлениями. Реформа Эфиальта завершила длинный ряд политических преобразований, уничтоживших в Афинах как пережитки родового строя, так и господство старой аристократии. В 457 г. до н. э. Эфиальт был предательски убит. Но это не изменило положения. Власть в Афинах перешла к демократическим учреждениям, и большинство народного собрания шло за сторонниками Эфиальта.

Установить точно последовательность мероприятий, проведенных вслед за 462 г. до н. э. и направленных к дальнейшей демократизации афинского демократического строя, не представляется возможным. По Аристотелю, который не был сторонником демократии и говорит об этих нововведениях очень кратко в «Афинской политии», следует, что в 457 г. до н. э. должность архонтов стала доступна зевгитам, а затем в 453 г. до н. э. были восстановлены существовавшие при Писистрате разъездные судьи, так называемые «судьи по демам». Их было тридцать, видимо, по одному на каждую тритию. Важнейшим мероприятием афинской демократии в 50-х годах было введение института «графе параномон» (жалоба на противозаконие), который был призван охранять основные принципы неписаной конституции Афин. Сущность этого нововведения заключалась в следующем: каждый гражданин имел право «графе параномон», т. е. право принести жалобу против любого предложения, поступившего в народное собрание или против уже принятого постановления, как на противоречащее существующим законам и направленное во вред государству. Введение института «графе параномон» стоит в тесной связи с реформой Эфиальта; некоторые исследователи считают даже, что он был утвержден еще при его жизни. В институт «графе параномон» были облечены перешедшие к народному собранию и суду от ареопага его контрольные функции хранителя законов и стража государства. «Графе параномон» была надежным средством демократии охранить от попыток всех врагов демократической конституции изменить какой-либо из ее принципов, объявив его противозаконным. Она была введена в период острой политической борьбы, отклики которой дошли до нас в трагедии Эсхила «Эвмениды», поставленной на религиозных празднествах Великих Дионисий в 458 г. до н. э. Богиня Афина в этой трагедии заявляет, что она учреждает ареопаг «стражем» ее державы и приказывает: «Пускай устав мой примесью негодной не подновляют граждане». В этой трагедии нашли отражение протесты противников Эфиальта как против судебных процессов против ареопагитов, так и против самой реформы ареопага и допущения в его состав рядовых граждан из третьего разряда.

После смерти Эфиальта среди руководителей афинской демократии все большее влияние начинает приобретать Перикл. Свою общественную деятельность Перикл начал с участия в различных военных походах и только в конце 50-х годов включился в политическую борьбу в Афинах, причем с самого начала он примкнул к демократической партии. «Интересы бедняков,—говорил Плутарх,— он поставил выше интересов немногих богачей».