Тираническое правление.

Тираны не стремились к проведению социальных реформ, их целью было установление и удержание режима личной власти, но своими репрессиями они в значительной степени подорвали влияние аристократии. Их опорой были отряды личных телохранителей – "дубинщиков". И все же нельзя отрицать за ними и известного исторического значения, которое проявилось в серии реформаторских мероприятий, направленных на улучшение положения народной массы, на развитие города:

– административные реформы, благоустройство города, строительство гаваней (этим способствовали ремеслу, торговле и колонизации);

– меры, направленные на ограничение произвола аристократии;

– поддержка земледельческого класса.

Как правило, античные историки осуждали тиранов, признавая при этом, как Геродот, что те совершали "великие и достойные удивления деяния". В правление тиранов были построены многие храмы, общественные сооружения (водопровод на острове Самос), они проводили активную внешнюю политику.

С тиранами связаны многие легенды и предания. Самое знаменитое из них – о перстне Поликрата. Поликрат, правивший Самосом во второй половине VI в. до н. э., был могущественным и удачливым тираном. Геродот писал: "Во всех походах ему неизменно сопутствовало счастье. У него был флот в 100 50-весельных кораблей и войско из 1000 стрелков. И с этой военной силой Поликрат разорял без разбора земли друзей и врагов. Ведь лучше, говорил он, заслужить благодарность друга, возвратив ему захваченные земли, чем вообще ничего не отнимать у него". Друг и союзник Поликрата египетский фараон Амасис посоветовал ему опасаться зависти божества. Поликрат решил бросить в море свой любимый смарагдовый перстень в золотой оправе и сделал это далеко от острова. Но спустя несколько дней рыбак принес тирану выловленную им большую красивую рыбу, в желудке которой слуги обнаружили перстень. Узнав об этом, Амасис разорвал дружбу с Поликратом. Сам Поликрат вскоре погиб, после того, как его заманил в ловушку персидский наместник Лидии.

Это красивая легенда, но она отражает представления греков о могуществе "старших" тиранов и о непрочности их власти. Действительно, в балканской и малоазийской Греции тирания не вышла хронологически за рамки VI в. до н. э. Ей на смену пришло либо демократическое правление, как в Афинах, либо аристократическое, как в Коринфе. Историческая недолговечность "старшей" тирании объясняется несколькими причинами.

Социальная опора тиранов была достаточно узкой: они опирались, как правило, на вооруженную силу. Демос, хотя и получил некоторые выгоды от ослабления аристократии, не был заинтересован в долговременном правлении тиранов. Демос сам стремился принимать активное участие в управлении государством. Тираны обычно не проводили каких-либо значительных социальных преобразований, их меры ограничивались часто борьбой против роскоши и организацией религиозных празднеств. Тирания вообще не была свойственна полису, гражданской общине, и не случайно философ Аристотель считал ее наихудшей из "неправильных" форм правления. Значительная часть аристократии активно боролась с тиранами. Решительной противницей тирании была Спарта, которая способствовала свержению тиранов во многих греческих полисах. Тирания в Греции была достаточно распространенным, но не всеобщим явлением: многие полисы, особенно аграрные, избежали тирании. Тирания была "болезнью роста", переходным периодом, который в чем-то задержал, а в чем-то стимулировал социальное развитие греческого полиса.