ФОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Агглютинация и Фузия
Агглютинативные языки | Фузийные языки |
Тюркские, финоугорские языки | Европейские языки |
В них нет приставок. Слово начинается с корня. Корень автономен, он может выступать самостоятельно. | Есть приставки. Корень, как правило, не автономен, и за ним следуют аффиксы. |
Фонемный состав (звучание) не меняется | Фонемный состав может менятся |
Аффиксы однозначны и стандартны (аффикс множественного числа, падежа…) | Аффиксы неоднозначны и нестандартны (окончание А в словах: слона, женщина – обозначает разное (падеж, число)) |
Морфемная граница четко видна (механическое присоединение аффиксов друг к другу) | Тесное соединение аффиксов, морфемная граница плохо ощутима |
2 последствия фузии:
· Опрощение (упрощение – постепенное изменение в языке: слияние нескольких морфем в одну)
· Переразложение основ (переход части морфемы к другой морфеме, отсюда может меняться произношение. Раньше «terrae» – Е было окончанием и читалось террае, потом АЕ объединилось в одно окончание и оно стало читаться Э).
Посмотреть группы и подгруппы языков. Особенно в учебнике Шайкевича
Классификация по происхождению и классификация по типологии.
5 лекция
Имя – Глагол.
У них есть грамматические значения (у имени: род, число, падеж… у глагола – время, число, лицо, вид, наклонение…. Их в разных языках может быть разное количество, а может и вообще не быть). Все эти грамматические значения имеют формальное выражение.
Их 9.
1. Аффиксация – (все, что не корень - аффикс). Самый распространенный аффикс – флексия (окончание). (Стена – стены, dog - dogs). В русском языке аффиксация – главный способ.
2. Внутренняя флексия – чередование гласных и согласных в корне, выражающих грамматическое значение (to sing – sang - sung)
3. Повтор (редупликация) – усиление лексического значения совпадает с грамматическим значением, тогда это способ. Выражение числа (Например, в малайском языке orang – человек, orang- orang – люди), вида глагола (в африканском fen – глодать, fen-fen – обглодать; показывает безрезультативность действия: ходил-ходил = так и не нашел – уже как совершенный вид), превосходной степени прилагательного (добрый-добрый = добрейший).
4. Сложение - делает слово длинным и сложным по структуре, выражающим грамматическое и лексическое значение. (Синеглазка – та, у которой синие глаза, атрибутивное значение (качество, свойство, прилаг + сущ), хитроумный. Объектное значение (глаг + сущ) – людоед, мухомор, ледокол. Глаг + наречние громкоговоритель). В других языках может быть еще больше способов сложения (в санскрите: мест+сущ, числ + сущ….). может быть сложение не двух, а нескольких частей.
5. Ударение – акцентное выделение одного слога на фоне других. Ударение может быть силовое, долготное, музыкальное (тоновое) - китайский. В русском оно долготно-силовое. Если ударение неподвижно, зафиксировано, (например, всегда на последний слог - французский), то оно не выражает грамматического значения. В русском при помощи ударения выражаются падеж и число (рУки – рукИ, accept - accept), вид глагола (насЫпать - насыпАть).
6. Супплетивизм – в одну парадигму объединяются формы, образованные от разных основ, ничего общего не имеющие. Вид глагола (брать - взять), число (человек - люди), косвенный падеж личных местоимений (я – меня, мне…), лицо, число и время вспомогательных глаголов (to be – am, is, are).
Все эти 6 способов – синтетические, тк они основаны на синтезе, то есть объединяют в одном слове и лексическое и грамматическое значение. Русский – синтетический, англ – аналитический. Остальные 3 способа - аналитические способы:
7. Служебные слова.
· Артикль – служебное слово при имени. Указывает на сущ (to play – the play)выражает разные грамматические категории (например, определенность –неопределенность э – зэ в анлийском ), указывает на число, род, падеж (в немецком).
· Предлог – выполняет семантико-синтаксическую функцию (выражает определенное значение, например пространственное – кот в коробке, кот на крыше.) уточняет, дифференцирует значение.
Я пишу письмо маме ручкой – I write the letter to my mum by the pen.
В английском ушла аффиксация, но очень разработаны предлоги.
· Частицы. Субъективные оттенки, модальные (уверенность, неуверенность – мол, де)
· Вспомогательные глаголы (в русском – быть, иметь)
· Сравнительная степень (добрый – более/самый добрый)
8. Порядок слов. Субъектно-объектные отношения (мать любит дочь – субъект обычно на первом месте, так же в английском). Атрибутивная синтагма (прил + сущ) (garden flower – садовый цветок, если наоборот - цветочный сад).
9. Интонация. Субъективная оценка, вопросительное предложение.
На экзамене надо сопоставить русский и др изучаемый язык. Доказать, что русский - синтетический и найти доказательства, что в нем есть и аналитические способы.
Коэффициент синтетизма – в одном тексте в разных языках высчитывается количество морфем и слов. Морфема/слово = коэффициент. Если коэффициент меньше 2, то язык, аналитический. Чем больше коэффициент, тем более синтетический язык, если больше 2, то язык синтетический.
С течением времени индоевропейские языки становятся аналитическими.