Тема 2.1. Основы конституционного права Украины.

 

1. Понятие конституционного права Украины.

2. Характеристика конституционного строя в Украине.

3. Государственная символика Украины.

4. Гражданство Украины.

5. Права и свободы человека и гражданина.

6. Референдум

7. Избирательная система Украины.

 

 

1.

КП как отрасль национального права представляет собой конституционно-правовые нормы и регулируемые или конституционно-правовые отношения , которые закрепляют основы общественного строя, политику, экономическую, политическую и социальную системы, внешнюю политику, правовое положение граждан, национально-государственное устройство, систему и принципы деятельности государственных органов, избирательную систему и отношения которые складываются в процессе организации и осуществления народом государственной власти.

Конституция Украины – основной закон государства и общества.

Слово «конституция», как и многие другие юрид. Термины, пришло к нам из Древнего Рима. Так назывались указы римских императоров (перевод – устанавливаю, утверждаю). В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановления сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в современном смысле этого слова были приняты в США (1787 г.), Польше и Франции (1791 г.)

Конституция – это основополагающий учредительный юридический акт страны. В современном мире конституция официально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества. В частности, преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Конституция Украины закрепляет основные устои жизни общества, конституционный статус личности, правовую основу государства, главные характеристики государственного строя.

Конст. Украины была принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Она состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.

 

2. Конституционный строй - это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией. Иначе говоря, конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции.

Принципы конституционного строя закреплены в разделе 1 Конституции Украины. К принципам конституционного строя Украины относятся:

1) суверенность. Украины явл. независимым государством.

2) демократия. Демократия – это правление, сформированное и действующее по воле народа.

3) Гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь, достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

4) социальность. Конституция провозглашает Украину социальным государством. Гос-во оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалиды, сироты, безработные и т.д.

5) верховенство права. Признание приоритета права перед иными социальными нормами, признание приоритета прав человека перед государством,

6) плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Сущность данного принципа состоит в том, что, во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. Государство гарантирует равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свободу идеологического выбора и политической деятельности.

7) разделение властей. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма.

 

9) унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства Украины.

10) разграничение государства и местного самоуправления. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения.

Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность.

В настоящее время Украины находится только в начале пути утверждения конституционного строя. Ведь конституционный строй не сводится к существованию демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конституция соблюдается как гражданами, так и самим государством.

 

3. Государственные символы играют огромную роль в создании позитивного имиджа государства. Эстетический (музыкальный, художественный) образ государства способствует укреплению авторитета государственной власти в глазах подданных или граждан, сплочению народы вокруг власти. Кроме того, государственные символы – своего рода визитная карточка государства на международной арене.

Государственными символами являются флаг, герб и гимн.

Государственные символы Украины – это установленные Конституцией и законами Украины особые распознавательные знаки, в которых воплощен суверенитет, историческое прошлое и идейные ценности нашего государства.

Государственный Флаг – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Госуд. Флаг устанавливается на зданиях, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных и воздушных судах, принадлежащих Украине.

Малый государственный Герб – Знак Княжеского Государства Владимира Великого. Его изображение размещается на печатях, денежных знаках, государственных ценных бумагах.

Большой государственный Герб – должен быть установлен специальным законом с учетом Малого Гос. Герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Существует много проектов, учитывающих конституционные требования к Большому Государственному гербу Украины, но пока законодательно ни один из них не утвержден.

Государственный гимн Украины – национальный гимн на музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными специальным законом. Такой закон тоже пока не принят Верховной Радой Украины и поэтому до принятия закона используются слова национального гимна, написанные Павлом Чубинским.

Столицей Украины – административно-политическим центром страны – является город Киев. Особый статус столицы нормативно закреплен Законом «О столице Украины – городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).

Уважение к государственным символам является конституционной обязанностью гражданина Украины. Неисполнение этой обязанности (надругательство над гос. символикой, незаконное использование государственной символики) влечет юридическую ответственность.

 

4. Гражданство Украины.

Закон Украины «О гражданстве» от 08.10.91. Вступил в силу 13.11.91. Изменен 18.01.01.

Гражданство Украины – это устойчивая правовая связь между физическим лицом и Украинским государством, находящая свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

 

Принципы гражданства:

1) единое гражданство;

2) предотвращение без гражданства;

3) невозможность лишения гражданина Украины гражданства Украины;

4) признание права гражданина Украины на перемену гражданства;

5) невозможность автоматического приобретения гражданства Украины ( заключение или расторжение брака не влияет на правовое состояние лица)

6) равенство перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

7) сохранение гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Основания приобретения гражданства Украины:

1) по рождению

2) по территориальному происхождению

3) вследствие принятия в гражданство Украины

4) вследствие восстановления в гражданстве Украины

5) вследствие усыновления

6) вследствие установления над ребенком опеки либо попечительства

7) вследствие установления над недееспособным лицом опеки

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного либо обоих родителей ребенка

9) вследствие установления отцовства.

Основания прекращения украинского гражданства:

1) вследствие выхода из гражданства Украины

2) вследствие утраты гражданства

3) на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.

 

5. Права и свобода человека и гражданина.

Права человека – это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.

Эти права неотъемлемы (запрещается любое посягательство на эти права), неотчуждаемы (человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком).

Права гражданина – это права члена государственного организованного гражданского общества.

Категории права человека и права гражданина неоднозначны и находятся в следующих взаимоотношениях:

1. Права человека – это понятие, которое охватывает более широкий круг людей, чем понятие права гражданина. Сюда входят: граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства (ст.26)

2. Права гражданина – это понятие по объему включает: права человека + права гражданина, но только эти права в полном объеме предоставляются только гражданам Украины (ст.38).

Понятия категорий «права», «свободы», «обязанности».

1) Право – этот термин используется, когда выбор поведения человека связан с пользованием конкретными социальными благами (Например: ст.53 – право на образование, ст.41 – право на собственность, ст.43 – право на труд)

2) Свобода – если речь идет о более высокой степени выбора поведения (Например: ст.34 –свобода мысли, слова, взглядов, убеждений)

3) Обязанность – это установленная государством и закрепленная конституцией мера поведения и ответственность за невыполнение этих требований (Например: ст.ст. 56,66,67,68)

 

Правовой статус личности – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных конституцией Украины.

Различают:

1. Природные права человека (Например, право на жизнь)

2. Приобретенные (Например, институт гражданства)

 

6. Референдум.

Референдум – это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.

Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора.

Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» ( 3 июля 1991 г.( предусмотрены следующие виды референдумов:

1) всеукраинский референдум. На всеукраинском референдуме может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в 1, 3, 13 разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум – таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии;

2) референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК;

3) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в том числе – вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы.

В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.

Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в 1, 3, 13 разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей.

Референдум Автономной республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Местный референдум назначают сельские, поселковые, городские, районные, областные советы.

Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно – два) вариантов ответа на четко сформулированный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50% + 1 голос), участвовавшего в референдуме.

 

7. Избирательная система Украины.

Избирательное право в объективном смысле – институт конституционного права Украины, регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Нормы избирательного права закреплены 3 разделом Конституции Украины, а также Законами Украины «О выборах народных депутатов Украины» (18 октября 2001 г.), «О выборах Президента Украины» (5 марта1999 г.), «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (14 января 1998 г.).

Избирательное право в субъективном смысле – право гражданина Украины избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право избирать называют активным, а право быть избранным – пассивным избирательным правом.

Выборы – это процесс формирования состава представительного органа или замещения должности путем голосования.

В Украине существуют следующие виды выборов:

1) выборы народных депутатов Украины;

2) выборы Президента Украины;

30 выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

40 выборы депутатов местных советов;

5) выборы сельских, поселковых и городских голов.

Избирательная система – это способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования.

В мире существует три вида избирательных систем:

1) мажоритарная система ( создаются территориальные избирательные округа, в каждом из которых все мандаты получает тот (кандидат, партийный список), кто собрал наибольшее количество голосов избирателей).

2) пропорциональная система (депутатские места распределяются пропорционально собранным голосам избирателей, избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, депутатские мандаты распределяются пропорционально числу поданных за партийный список голосов)

3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

В Украине установлена смешанная избирательная система. Одна половина состава Верховной Рады (225 народных депутатов Украины) избирается на основе мажоритарной системы относительно большинства, а вторая – на основе пропорциональной избирательной системы.

 

 

Тема 2.2. Конституционный принцип разделения государственной власти.

Система органов государственной власти в Украине.

 

1. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

2. Выборы народных депутатов

3. Президент Украины

4. Статус местного самоуправления

5. Судебная власть в Украине

6. Правоохранительные органы

 

1. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

Верховная Рада Украины – представительный орган (парламент), который является единственным органом законодательной власти в Украине.

Верховная Рада формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады – 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава (300 депутатов).

Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управления. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Украины являются:

1) в законодательной сфере – внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов, утверждение Государственного бюджета Украины;

2) во внешнеполитической сфере – объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров;

3) участие в формировании органов исполнительной власти. Верховная Рада дает согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины и других высших должностных лиц;

4) участие в формировании органов судебной власти. Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;

5) осуществление парламентского контроля за деятельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров.

6) смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента)

 

2. Выборы народных депутатов.

Выборы народных депутатов Украины – это процесс формирования состава Верховной Рады Украины. Порядок выборов народных депутатов определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О выборах народных депутатов» от 18 октября 2001 г. Закон устанавливает следующие виды выборов народных депутатов Украины:

1) очередные выборы народных депутатов Украины – происходят в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады;

2) внеочередные (досрочные) выборы – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий Верховной Рады;

3) если выборы не состоялись или признаны недействительными, то назначаются повторные выборы;

4) промежуточные – производятся в случае выбытия депутата по одномандатному округу.

Выборы народных депутатов Украины проводятся по смешанной системе распределения депутатских мандатов. Суть ее состоит в следующем. Половина конституционного состава Верховной Рады – 225 депутатов – избирается в одномандатных округах. Вся территория страны делится на примерно равные по численности избирателей 225 округов, в каждом из которых избирается один депутат. Вторая половина состава Верховной Рады определяется голосованием в общегосударственном многомандатном округе. Избиратели голосуют не за конкретное лицо, а за избирательный список политической партии (блока). Мандаты народных депутатов Украины распределяются пропорционально числу голосов, поданных за список политической партии (блока). К распределению мандатов допускаются только партии, набравшие не менее 4% голосов.

Требования к кандидату в народные депутаты Украины6

1) гражданство Украины и наличие права голоса на выборах;

2) постоянное проживание в Украине на протяжении последних пяти лет;

3) возраст не менее 21 года.

Препятствием к избранию народным депутатом является судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном порядке.

Выборы народных депутатов имеют следующие этапы (стадии избирательного процесса):

1) составление списков избирателей;

2) создание одномандатных округов;

3) создание избирательных комиссий;

4) выдвижение и регистрация кандидатов в народные депутаты;

5) проведение предвыборной агитации;

6) голосование;

7) определение результатов выборов;

8) регистрация избранных депутатов.

 

3. Президент Украины.

Порядок выборов Президента Украины определяется ст.103 Конституции Украины и Законом «О выборах Президента Украины» (5 марта 1999 г.)

Пост Президента – первый и главный в системе государственной службы Украины. Поэтому к кандидату в Президенты Украины, наряду с обычными (наличие гражданства, права голоса и отсутствие судимости) предъявляются особые требования:

1) Достижение 35 лет

2) проживание в Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет

3) владение государственным языком

4) одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд

Президент Украины избирается гражданами на основе принципов прямого избирательного права сроком на 5 лет. Выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными (досрочными), повторными.

Правовой статус Президента определяется разделом 5 Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он – гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не относится ни к одной из закрепленных Конституцией ветвей власти, что вполне согласуется с принципом разделения властей. Президент исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.

Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат,0 занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью.

Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате:

1) в сфере обеспечения государственного суверенитета Украины. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;

2) в сфере внешней политики

3) в сфере внутренней политики. Президент назначает всеукраинский референдум в отношении изменений Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе; создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной сласти; подписывает законы, принятые Верховной Радой; имеет вето в отношении принятых Законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой;

4) Имеет широкие полномочия в деле формирования состава органов государственной власти. В частности, с согласия Верховной Рады, он назначает Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра, и принимает решение об его отставке; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, председателей местных государственных администраций; назначает с согласия Верховной Рады Украины Генерального прокурора Украины и ряд других руководителей центральных органов государственной власти; назначает треть состава Конституционного Суда; осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет.

5) в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование.

6) кроме того, Президент Украины имеет ряд полномочий, традиционно относящихся к прерогативам главы государства, а именно: присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины; награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими.

 

4. Статус местного самоуправления.

Местное самоуправление – это одна из форм народовластия в Украине, сущность которой состоит в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. Местное самоуправление – разновидность политической, но не государственной власти. Оно признается и гарантируется Конституцией Украины, является одной из основ конституционного строя.

Местное самоуправление в Украине регулируется разделом 11 Конституции Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким образом, в состав национального законодательства.

Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада – коллектив жителей села, поселка или города.

Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:

1) непосредственно населением – путем референдумов, выборов,0 собраний и сходов жителей;

2) через выборные органы, которыми являются:

- сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы;

- выборные главы органов местного самоуправления – сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);

- выборные районные и областные советы.

Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

 

5. Судебная власть в Украине.

Судебная власть в Украине – разновидность и полноправная ветвь государственной власти. Судебные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Правосудие – это особый вид государственной деятельности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства, профессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти требования и ограничения призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не справе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.

Принципы правосудия – это основные, руководящие начала отправления правосудия. Они закреплены Конституцией Украины:

1) законность. Судьи при осуществлении правосудия руководствуются только законом;

2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип основан на презумпции невиновности подсудимого. Не он должен доказывать свою невиновность, а суд обязан представить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором. Обвинение – задача государства, а не потерпевшего. Прокурор, действуя от имени государства, доказывает необходимость применения к подсудимому уголовного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Судебное заседание (за исключением особо оговоренных законом случаев) является открытым для публики;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда;

9) обязательность решений суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению, как и решение любого другого органа государственной власти.

Судебная система Украины - совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений Украины.