Династический этап Смуты. Лжедмитрий I 1605-1606 гг.

Потеснить Годунова мог только прирожденный наследник, появились слухи, по которым царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. Вскоре такой человек появился – Лжедмитрий I.Монах Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Вторая версия - под именем Дмитрия Ивановича действовал настоящий царевич.

Самозванец появился в Польше, заключил несколько тайных соглашений о том, что по достижении с помощью короля и католической церкви московского престола Лжедмитрий поможет Речи Посполитой в войне со Швецией, отдаст Северскую землю, Псков, Новгород и половину Смоленской земли польскому магнату Мнишеку, с дочерью которого – Мариной – он обручился. Самозванец тайно перешел в католическую веру и обещал папскому представителю содействовать распространению католичества в России.

В конце лета 1604 года Лжедмитрий с 2 тыс. наемников, донскими казаками, крестьянами и служилыми людьми двинулся на Москву. Жители сдавали войску самозванца свои города без боя. Он освобождал города от налогов, раздавал обещания боярству.

13 апреля 1605 года внезапно скончался от апоплексического удара Борис Годунов. Поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер.

Престол в Москве перешел к его 16-летнему сыну Федору. Но царское войско перешло на сторону самозванца, и Федор Годунов был свергнут и убит вместе с матерью.

В столицу приехали послы от Лжедмитрия. На Лобном месте была прочитана грамота, где Дмитрий говорил о своем спасении, прощал московским людям, что они по незнанию присягали Годуновым, припоминал всякие утеснения и насилия, причиненные народу Борисом, обещал всем льготы и милости и приглашал прислать к нему посольство с челобитьем.

В толпе поднялось сильное смятение. Одни кричали: «Буди здрав, царь Дмитрий Иванович!» Другие говорили: «Да точно ли это Дмитрий Иванович? Может быть, это не настоящий». Наконец раздались голоса: «Шуйского! Шуйского!»

Шуйского возвели на Лобное место. Он громко объявил: «Борис послал убить Дмитрия-царевича, но царевича спасли; вместо него погребен попов сын». Тогда толпа неистов. Народ ворвался в палату, стащил Федора и отвезли в прежний Борисов дом и приставили к ним стражу.

Самозванец ставил ликвидацию Годуновых условием, при котором он соглашался прибыть в столицу и они были задушены в своём кремлёвском доме. В июне 1605 года Лжедмитрий в сопровождении войска торжественно прибыл в Москву и был провозглашен царем. Но после воцарения не спешил выполнять данные польским магнатам и Папе обязательства, не собирался вводить католичество и передавать Смоленска и Пскова, Новгорода, так как это сразу лишило бы его престо­ла.

Со смертью Б. Годунова и воцарением Лжедмитрия I опала в отношении Романовых была прекращена. Им было разрешено вернуться в столицу.

Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Отрепьев щедро раздавал земли и деньги, как служилым людям, так и польским наемникам. Кресть­яне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, но самозванец не мог сделать это, не вступив в конфликт с дворянством. Постоянные напряженные отношения поляков и жителей Москвы.

Он не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, жил не по царскому чину: не почивал после обеда, сам объезжал коней, без свиты гулял по городу и рынку. Словом, не умел сохранять своего достоинства так, как бы это нужно было по понятиям того времени. Да еще женился в пост на дочери польского магната, католичке Марине Мнишек. Поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе.

Недовольство народа вылилось в боярский заговор во главе с В.И. Шуйским и восстание, в ходе которого Лжедмитрий 17 мая 1606 г. был убит.

Бояре сами на импровизированном Земском соборе возвели 19 мая 1606 года на царский престол главу заговораВасилия Ивановича Шуйского, считавшего себя потомком старшей линии рода Александра Невского. Новый царь дал крестоцеловальную запись (целовал крест), которой гарантировал сохранение привилегий боярства, обещал не отнимать у них вотчин, не судить без участия Боярской думы. Таким образом, боярство пыталось ограничить власть царя.

В целях объяснения законности избрания нового государя и пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки переносят из Углича в Москву, царевич был причислен к лику святых. Но в других городах, чтили прежнего царя «Дмитрия», избрание Шуйского было воспринято как узурпация власти одним из бояр.