Рассмотрение проекта в комитетах Верховной Рады.

Регистрация законопроекта в Секретариате Верховной Рады.

Опубликование закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:

1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2. правотворчество государственных органов (парламент, например);

3. правотворчество отдельных должностных лиц (Президент, министра, например);

Правотворчество органов местного самоуправления.

Законодательный процесс начинается с официального внесения в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроект или законопредложения.

На сегодняшний день в законодательстве Украины заложены следующие формы законодательной инициативы:

- по праву, определенному в законе (Президент Украины, народный депутат Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины);

- по поручению Верховной Рады Украины;

- по поручению избирателей.

Законодательный процесс в Верховной Раде Украины имеет следующие этапы:

1. Подготовка проекта закона. Инициатор принятия данного законодательного акта подготавливает проект соответственно акту в виде текста нового Закона (Постановления) о внесении изменений в действующие законодательные акты.

2. Внесение проекта в Верховную Раду. Правом внесения проектов в Верховную Раду наделены только субъекты законодательной инициативы..

4. Предварительное рассмотрение проекта. Председатель и его заместители Верховной Рады рассматривают проект и направляют в соответствующие профильные комитеты Верховной Рады.

6. Внесение на рассмотрение на пленарном заседании. С учетом пожелания комитета Согласительная Рада председателей фракций Верховной Рады и Рады председателей комитетов принимает предварительное решение о внесении проекта в повестку дня сессии (пленарной недели).

7. Внесение в повестку дня. Верховная Рада на своем пленарном заседании голосованием принимает решение о внесении в повестку дня поточной пленарной недели вопрос о рассмотрении данного проекта законодательного акта.

8. Первое чтение законопроекта. Рассмотрение концептуальных споров по законопроекту и принятие его текста за основу (или отклонение) для дальнейшей обработки.

9. Внесение поправок. Субъекты законодательной инициативы в определенный срок (1-2 недели) подают в комитет, которому Верховная Рада поручила доработку проекта, письменные тексты своих поправок к тексту закона, принятому в I чтении.

10. Подготовка проекта ко второму чтению. Комитет, как правило, совместно с Правительством рассматривает все внесенные поправки, принимает решения по их принятию либо отклонению. Заключение в виде сравнительной таблицы (4 колонки: текст I чтения, все поправки к нему, заключение по каждой поправке, окончательный текст) подается на рассмотрение на пленарном заседании во II чтении.

11. Второе чтение проекта. Второе чтение проекта проводится по сравнительной таблице в виде постатейного голосования.

12.Третье чтение проекта. В случае несогласования по отдельным статьям Законопроекта во время II чтения может быть проведено III чтение. В случае необходимости I, II, III чтение можно проводить повторно по несколько раз.

13. Оформление документа. На основе соответствующих документов (сравнительная таблица, протокол и стенограмма I, II, Ш чтений) комитет подготавливает окончательную редакцию законодательного акта.

14. Рассмотрение законов Президентом. В течении 15 дней Президент подписывает закон или накладывает право «вето».

15. Рассмотрение замечаний Президента.

16. Опубликование («Голос Украины», «Ведомости Верховной Рады», «Віче»).

В целом работа парламента на современном этапе усложнена из-за формирования новой политической системы, что повлекло за собой переплетение законодательного процесса с политическим.

В стадии законодательного процесса недостаточно законодательно урегулирован процесс права «вето» Президента.

Для четкого функционирования Верховной рады по созданию законодательной базы государственности необходимо выработать единую концепцию развития законодательства Украины, а так же сформировать координационный центр, который бы согласовывал позиции парламента, Президента и Кабинета Министров Украины.

 

Литература

 

1. Конституция Украины. К., 1996. Раздел IV.

2. Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 18 октября 2001 г. // Законы Украины.. Харьков, 2001.

3. Регламент Верховной Рады Украины // Ведомости Верховной Рады Украины (далее Ведомости). 1994. № 35.

4. Законы Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» от 4 апреля 1995 г. с изменениями и дополнениями от 14 февраля 1998 г., 10 февраля 2000 г., 22 февраля 2000 г.

5. Закон Украины «О Уполномоченном Верховной Раде по правам человека» от 23 декабря 1997 г. // Право Украины 1998. № 2.

6. Закон Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 г.

7. Закон Украины «О счетной палате Верховной Рады Украины» от 11 июля 1996 г. // Голос Украины. 1996, 29 октября.

8. Постановление Верховной Рады Украины «О структуре аппарата Верховной Рады Украины» от 3 июля 1997 г. // Ведомости. 1997. № 28.

9. Положения про помощника-консультанта народного депутата Украины: утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 г. // Ведомости. 1995. № 37.

10.Постановление Верховной рады «О депутатских группах (фракциях) в Верховной Раде Украины» от 13 мая 1994 г. // Ведомости. 1994. № 21, № 22.

11. Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17 ноября 1992 г. // Ведомости. 1993. № 3; 1994 № 34; 1994.№ 40; 1995. № 35.

12. Алексеев С.Е. Теория права. М., 1996.

13. Мороз А. Законодательный процесс на лучшую основу. // Научные принципы законотворческого процесса в Украине. К. 1997.

14.Журавский В. Двопалатний парламент в Україні: проблеми формування // Право України. 2001.№ 3. С. 33-35.

15. Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму в XIX- на поч. XX ст. // Право України. 2001. № 5. С. 37-42.