Актуализированные и латентные.
Легальные и нелегальные (теневые);
Стабильные и кризисные;
Внутрисистемные и переходные (транзитные);
Локально-региональные и глобальные;
Стадии политического процесса:
1-я – конституирование – становление политической системы; происходит, как правило, в переломные моменты развития общества; смена политической элиты; создаются качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти;
–политическая модернизация – обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен;
2-я – функционирование – как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов;
3-я – развитие – характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; активизируется деятельность контрэлиты;
4-я – разложение, упадок – на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; контрэлита набирает политический вес и влияние; правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность; завершается один цикл политического процесса.
ВОПРОС 4:
«ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Основные понятия:
Политический процесс в современной России. Особенности политических процессов в современной России.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Особенности политического процесса в России:
1. Нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений:
- незрелость и институтов гражданского общества;
- всепроникающая способность политики;
- нарастающая статусная, социально-экономическая и классовая дифференциация;
- формирование разнородной массы политических интересов и выражающих их сил;
2. Отсутствие консенсуса между участниками политического жизни:
- отсутствие в истории опыта политического консенсуса;
- различное понимание ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также их неравные возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов;
- для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.);
3. Неструктурированность политического процесса и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей:
- кажущееся многообразие участников российской политической жизни обманчиво, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны;
- способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны, т.к.: 1) интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют; 2) современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом;
- большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны;
4. Отсутствие интеграции среди участников политического процесса:
- отсутствие в обществе единой коммуникационной системы;
- партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти;
5. В основе политического процесса лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства:
- интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности;
- во взаимодействии «власть – общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках;