После 12/11

12/11

Хронотоп романа

Определен в первой же главе первого тома - август 1913 год. Действие романа охватывает этот год, предшествует началу войны. Место действия - Вена. А во втором томе, с отъездом Ульриха на похороны отца, действие переносится в Тысячелетнее Царство. Каканья - символическое обозначение Австрии. Эта языкловая находка используется до сих пор.

Музель любит иронию. Какания становится объектом авторской иронии во всех сферах жизнедеятельности, самая значительная сатира немецкой литры 20 века. В романе Музеля Каканья - не только гротескная Австрия, это пример новейшего мира.

Музель - не этнолог, он не склонен быть этнологом. Он рассматривает человеческие ситуации, его Каканья любопытна не своими топографическими особенностями, а превращением в обобщенное, сведенное к нескольким главным чертам, ироническую модель мира.

Параллельные акции - общественное движение (вымышленное), символичное. Сюжет похож на притчу, потому что опровергается истина. Подготовка к празднованию юбилея императора, из всего этого бреда возникает война, как национальная, объединяющая война, которую все по сути так ждали. Итогом должен стать 18 год, однако обе империи разваливаются.

 

ТОМАС МАНН (1875 – 1955 г.)

Создатель классического реалистического романа рубежа 19-20 вв. Семейной эпопеи Гуденброков (??). В 1924 г, в год выхода Волшебной горы, Томан Манн ввел в литературу новый термин: интеллектуальный роман. Это роман, в котором постижение закономерностей эпохи должно идти не путем изображения описаний жизни, а путем создания синтеза между наукой и искусством, путем одухотворения отвлеченной философской идеи в пластических образах. Если прежний роман шел от жизни, от повседневного, то исходной точкой интеллектуального романа является мысль, абстракция – не изображать, а истолковать жизнь. Движение интеллектуального романа: от синтеза к анализу и к новому синтезу, который должен представить "все человеческое как нечто единое" (Манн).

 

«Доктор Фаустус»

У Манна в его интеллектуальном романе герой более обобщен, чем у Гессе. Обращение писателя к легенде о докторе Фаусте – одному из мифологических архетипов средневекового происхождения – происходит на склоне лет, что закономерно. Тема рокового договора с дъяволом может быть осмыслена лишь человеком, за плечами которого огромный личный опыт. Гете, к слову, взялся за Фауста в молодости и закончил только на склоне лет. "Доктор Фауст" – роман конца, как сам Манн его называл. Конца мира, конца искусства, конца Германии. Правда, в каждом "конце" заключено начало, надежда на обновление. Роман создавался в трудные для Германии годы: 43-47 гг. Роман построен на ряде тем-лейтмотивов, которые постоянно осмысляются Манном:

антитезыдуха и инстинкта. В тетралогии "Иосиф и его братья" антитеза рассматривается как тема двойного благословения: "небом и бездной".

антитеза природы, хаоса и порядка.

– мотив изолированности и одиночества художника

– мотив гения и болезни, гениальность, одухотворенная холодом и болезнью. В романе она сопрягается с темой подмены естественного искусственным – это искусственные осматические цветы из кристаллов, выращенные отцом главного героя.

– мотивконца света, апокалипсиса и Страшного суда.

 

Роман строится как жизнеописание немецкого композитора: жизнь, рассказанная другом-филологом. В облике рассказчика угадывается подчас сам автор. Задача Манна, как он ее сформулировал: "написать роман своей эпохи под видом жизни одного грешного музыканта".

 

Временная структураромана сложна. Авторское время: 43-47 гг. На первый взгляд, время рассказчика мало от него отличается. Цейтблом ведет рассказ о жизни своего друга в 43-45 гг., его труд окончен перед поражением Германии. Таким образом судьба героя отождествляется с судьбой самой Германии, уже известной автору, но только предощущаемой биографом. Эта аналогия позволила оценивать произведение как первый германский послевоенный роман-покаяние. И третий временной план: с конца 19-го века до 1940 г. – до смерти героя. Последние 10 лет жизни героя, период полного безумия (аналогия с нацизмом), почти не описаны – схематично даны в эпилоге. Таким образом, основное повествование ограничивается маем 1930 г., когда Адриан испытал апокаплиптический удар после прилюдной исповеди. Сам этот мотив отсылает напрямую к первоисточнику: средневековой легенде о Фаусте.

 

Кем только не был Фауст на протяжении нескольких веков существования легенды: первопечатником, чернокнижником, ученым, философом, магом и врачом. Томас Манн когда-то подумавший о Фаусте-писателе, в конечном итоге делает его композитором. Почему? Томас Манн не просто увлекался музыкой, он считал ее классическим образцом искусства вообще. Напомню, что европейский классицизм видел эталон искусства в античной скульптуре, Просвещение видело эталон в изобразительном искусстве, а романтики провозгласили музыку самым романтическим из искусств.

 

Томас Манн прослыл музыкантом среди писателей. Его отношение к музыке как в высшему из искусств во многом определялось и влиянием философии Ницше, в частности идеями трактата "Рождение трагедии из звуков музыки". С точки зрения Манна дуалистичность музыки, свойственный ей таинственный союз стихии и порядка, магии и математики – это выражение извечной противоречивости художественного творчества в целом. Противоречивости, которая в эпоху кризиса культуры приняла особенно острые формы. Выбор Адрианом профессии музыканта был уступкой дьяволу – изначально он должен был встать на стезю богослова.

 

С музыкой связывает автор и само явление болезненной гениальности. В романе этот мотив один из ведущих. Он связывает героя романа с его прототипом. Надо сказать, что Адриан – это собирательный образ. Одним из прототипов героя был Фридрих Ницше. Адриан неизлечимо болен сифилисом, и черт прямо говорит о необходимости этой болезни. Но Ницше был лишь одним из прототипов: учеба на богословском факультете, сифилис, пристрастие к музыке. Но были и другие, не менее влиятельные прототипы: Арнольд Шонберг (создатель двенадцатитоновой системы композиции), Игорь Стравинский, даже в каком-то смысле Петр Ильич Чайковский. То есть Адриан – образ собирательный.

 

Музыка – основная стихия и главное действующее лицо романа. Текст музыкален насквозь, а оснащенность музыковедческим элементом здесь доведена до...... Музыка – только передний план, парадигма более общего плана.

 

Личная судьба Ливеркюна становится выражением кризиса культуры, и в этой судьюе намечена робкая возможность преодоления этого кризиса. Суть договора с чертом: обещание гениальных 24-х лет творчества. Черт знает, чем соблазнить героя. Все это будет у Адриана, но от его произведений будет веять холодом и обездушенностью.

 

 

ГЕНРИХ БЕЛЛЬ (1917-1985 гг.)

Генрих Белль был солдатом вермахта. Он был ранен в России, воевал и на Восточном и на Западном фронтах, был дезертиром, был военнопленным. Пройдя через ад статистических данных о погибших и попавших в концлагеря Генрих Белль не потерял чувство ценности человеческой жизни. Он не хочет рассказывать, он хочет информировать: как выжить в условиях хаоса, не потерять совесть. Основные темы романов:

 

Об умении различать. Умение различать тех, кто принял причастие агнца и причастие буйвола. Агнец – это Христос, герои-агнцы чисты и бескорыстны, их ничем не возможно соблазнить, они жертвенны, лучшие люди, вечные жертвы буйволов. Но агнцы у Белля не пассивны и не безответны. Не даром главный герой "Бильярда в половине десятого" уподобляет агнца судебным представителям Бога. Их полная противоположность – те, кто принял причастие буйвола. Восходит к древнегерманском культу бога Вотана, который нацисты пытались противопоставить христианству как религии иудейского происхождения. Оппозиция агнца и буйвола появляется в "Бильярде" и не исчезает в дальнейшем творчестве. Третья категория героев: пастухи, которым положено пасти агнцев божиих. Драма главного героя "Бильярда" – драма человека, которому была положена жизнь пастуха. В день своего 80-летия Генрих просит потомков плюнуть на надгробие. Роберт – сын Генриха берет на себя миссию пастуха.

Опасность, исходящая от тех, кто не помнит. Опасность реставрации, воспроизводства идеологии нацизма и тотальное лицемерие правящих кругов послевоенной Германии – вот, что беспокоит Белля. Тема беспамятства – это тема безнаказанности преступников. Тех, кто "улыбаясь в своем буржуазном самодовольстве, беспрепятственно прошли через все перипетии времени и вновь взялись за старое". В романах Белля всегда присутствуют два плана: передний-настоящее и задний-прошлое. Все у Белля показано в перспективе прошлого, это же измерение сохраняет в своем творчестве и Гюнтер Грасс.

 

 

Марсель Пруст (1871-1922)

Читателю едва ли поможет навык скорочтения, т.к. они трудны. Но сделано это для большей ясности. Цветаева очень любила творчество Пруста, ведь оно было близко русской душе. Бродский считал его самым великим литературным явлением 20-го века. По убеждению Бродского, самое сложное для пишущего человека - это суметь точно описать неуверенность. кроме того, литература, как считает Бродский, вовсе не о жизни, да и сама жизнь не о жизни, а о двух категориях - о пространстве и о времени. Марсель Пруст занимался клаустрофобической версией времени. Главная тема спасение. В чем спасение? Ответ верующего - в боге, ответ Пруста - иной.

Роман "В поисках потерянного времени" был закончен в 1912 году, а затем он до самой смерти переделывал и редактировал текст романа. Между 1912 и 1927 года были опубликованы 7 частей романа. Последние 3 части вышли после смерти писателя. Их редактировал брат Пруста, Робер. Признание пришло после окончания второй мировой. Пруст создавал свой роман на протяжении почти 20-ти лет уединения и изоляции от внешнего мира. Постельный режим в обитой пробкой комнате, это было из-за аллергии. Вскоре из-за обострение астмы (аллергии) заставило молодого литератора отказаться от светской жизни, что привело к годам напряженного труда над романом.

Форма романа подчинена задаче спасения путем познания свойств времени и свойств человеческого сознания. Он знает, что время беспощадно и всепоглощающее. В конце приема рассказчик замечает изменения в течении времени, он решает пустится на поиск этого времени, чтобы собрать мгновения жизни. Марсель в тоге решает написать книгу, которое запечатлеет само время и позволит сохранить мгновения жизни. по существу - это книга, поймавшая в ловушку само время. Само строение напоминает песочные часы (два сюжета, автобиографичный и поиск времени). Способ письма - располагать все в порядке собственных восприятий, т.е. впечатлений воспоминаний. Специфика строения романа:

1. Отказ от развертывания сюжета по законам объективного времени. Воспоминание его рассказчика не хронологично.

2. Пруст отказывается от событийности, от выдвижения на первый план социально значимых событий. На первый план выдвигаются субъективные ценности.

Форма романа фрагментарная (разорванная). Вызвана к жизни спонтанной памятью рассказчика. Разумеется элемент случайности здесь присутствует. Впрочем роман были склонны считать роман "телом без скелета". И все-таки хаотичность кажущаяся. Нельзя выкинуть ни одну часть.

роман уподоблен собору, а его автор толи архитектор, то ли каменщик. В романе воссоздается атмосфера светского общества Франции рубежа веков. Это роман, а не мемуары. Марсель - рассказчик, а не автор. "Дистанция между ними стремится к нулю" (Набоков) Но она есть, исчезает она лишь когда герой превращается в автора, лишь в конце книги. Но это и есть окончание жизни автора. Для мемуарах была бы необходима уверенность в происходящих событиях. Событий мало и они носят гносеологический характер, а не исторический или документальный. "Только к концу книги, когда все жизненные уроки будут восприняты, моя мысль обнаружится" Пруст. С философией Анри Берксона Пруст был знаком. И ему должно было импонировать положение Берксона о интуиции, как достижение чистой длительности. Логическим путем невозможно постичь суть длительности. Само это представление восходит к философии Платона. Марсель Пруст впервые вводит понятие "непроизвольной памяти". Механизм работы памяти рассказчика: невольная память включается благодаря ощущению впечатления. Эти ощущения могут быть разного происхождения: визуальные, звуковое, вкусовое. Посредством такого воспоминания прошлое оживает и возвращается во всей эмоциональной полноте.

[что-то важное про чашку чая и пирожное]

Целью Пруста едва ли было воссоздание единого потока времени. Сам Пруст сравнивал рождение романа с созданием платья. Оно сшивается, типа, из кусков. Пруст уподоблял свой роман собору и предлагал использовать его как собор. Если что не нравится - быстро проходим мимо. Роман мнемонический (исскуство памяти. Основные методы - игра, схоластика, соотнесение частей запоминаемого). Роман Пруста - это роман вспоминания истины.

Если рассматривать роман Пруста в перспективе мнемоники, то станет ясно, что он до конца не разгадан. Основные проблемы:

- Его роман - инструмент для читателя, который может им воспользоваться для решения проблем. Им можно пользоваться, как машиной. Пруст предлагал избрать семиотический подход к роману. Отмечали ощущения "Дежа Вю". Что следует понимать под импрессионизмом? На глубинном уровне - впечатление - главный инструмент познания, Пруст говорил, что впечатления должны быть как основания фундамента современной жизни. Статус реальности отдается лишь тому, что всплывает из памяти. Прихождения к себе путем воспоминания.

В итоге, роман Пруста тотальным образом переосмысливает соотношение человек-мир. Мир помещен в сознание героя6 а не герой в мир.

- Средний уровень. Импрессионизм выражается незавершенностью образов героев. В стремлении отказаться от создания цельного характера. Стремлением заменить его рядом субъективных восприятий. Отказ от всеведения относительно героев и течения времени. Сам автор знает своих героев лишь в той мере, которое ему позволило его сознание. отсюда множественность образов одного и того же человека. Новые облики не отрицают, а дополняют предыдущие. Окончательную точку Пруст не ставит никогда. Зависимость образа другого человека от ощущений воспринимающего.

- Импрессионизм Пруста связан с эстетикой его вымышленных художников. Это самый верхний уровень, самый простой.

-Тема пути человека и его поисков истины. Пруст не скороход (Цветаева). Внутреннее путешествие (образ). Мотивы: поиски потерянного рая, страстное желание понять мотивы детской радости/страдания (она признак истины). Творчество становится единственной возможностью жизни.