ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЖОУ

(XI в. – 256 г. до н. э.)

Локализация цивилизации чжоу – бассейн Хуанхэ.

На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского протогосударства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племён, чжоу на рубеже II-I тыс. до н. э. завоевали шанцев и утвердили своё господство в бассейне Жёлтой реки. Ключевые события произошли в период полувекового правления чжоуского правителя Вэнь-вана и его старшего сына У-вана, который в 1027 г. до н. э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан.

 

Этапы развития цивилизации Чжоу:

Западное Чжоу (XI в. – 771 г. до н. э.) – 12 ванов;

Восточной Чжоу (771-221 гг. до н. э.).

 

 

Западночжоуская цивилизация сформировалась на обширной территории от Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Жёлтого моря на востоке, от Шеньси на севере до реки Янцзы на юге.

После свержения власти Шан во главе нового государства встали равные по статусу шанским правителям наследственные чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не считалась законной. Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т. н. теории Мандата Неба. Согласно ей, законность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало законной власть правителя. Лишь добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной.

 

Чжоуские правители переселили шанцевв район Лои. Здесь шанцы построили новую столицу, которая стала местопребыванием чжоуской администрации и главным военным центром, хотя ван со своим двором продолжал жить на западе, в районе родовых поселений чжоусцев.

Чжоусцы сумели наладить централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселённую различными племенами. Эта территория была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Все они присягали на верность вану, обязывались приносить ему дары, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны. Впоследствии утвердилась тенденция сокращения числа уделов с их одновременным укрупнением и усилением. Постепенно они превращались в полунезависимые образования.

 

Группы чжоуского общества:

правитель ван,

представители высшей аристократии чжухоу,

главы родоплеменных групп дафу,

глав больших семей ши,

простолюдины.

 

Основу общества и хозяйственной организации составляли деревенские общины, с особой системой колодезных полей, – обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один средний община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

Сто родов собственно чжоуского населения к VIII в. до н. э., по мере укрепления власти удельных правителей, усиливали своё стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племён жунов. Чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Ван перенёс свою резиденцию в Лои, Западное Чжоу распалось.

 

 

Восточночжоусская цивилизация располагалась в среднем течении Хуанхэ и на Великой Китайской равнине и завершилась формированием этно-культурной общности хуася.

 

Периоды цивилизации Восточного Чжоу:

Чуньцю (Весны и осени) (Ле-го (Множество царств), Пяти гегемонов) (770-481 гг. до н. э.);

Чжаньго (Борющихся царств) (Предимперский) (481-221 гг. до н. э.).

 

Первый период – ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточённую борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. В бассейне реки Хуанхэ сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название Срединные государства (Чжунго). В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырёх стран света.

Восточное Чжоу превратилось в небольшое государство в районе Лои но, занимая скромное место в политической жизни, продолжало почитаться как культовый центр Поднебесной. Сохраняя престиж и сакральную святость, ван по-прежнему именовался Сыном Неба и этот титул носили только представители династии Чжоу. Правители других Срединных государств считались подчинёнными правителями чжухоу.

Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу-вана, но фактически власть находилась в их руках. Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств.

 

Группы общества Чжунго:

глава Поднебесной ван;

правители царств;

цины – главы кланов и дафу – древнекитайские рыцари, которые жили за счёт службы;

ши – не имевшие ни титула, ни должности, но имевшие образование и связи;

простолюдины – крестьяне, ремесленники и торговцы;

слуги и рабы.

 

Второй период – переход к железному веку. Начиная с V в. до н. э. развернулись крупные дренажные и оросительные работы.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. Появились открытые рынки. Металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Между царствами были установлены таможенные границы. Это привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. Сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выскочки из низов. Новая знать покупала должности чиновников и добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

В ходе ожесточённого соперничества от почти двухсот государственных образований Срединных государств осталось менее трёх десятков, среди которых выделились семь могущественнейших.

 

 

Империя Цинь

Ин Чжэн (246(261)-210(208) года до н. э.).

К 214 г. до н. э. – объединение отдельных укреплений против северных кочевников в единую Великую Китайскую стену

 

 

Империя Хань

(202 г. до н. э. – 220 г. н. э.)

Периоды империи Хань:

Ранняя (Западная) Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.);

Синь («Новая») (9-25 гг. н. э.).

Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.).