Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста
Года
Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста
Теории детерминации музыкальных способностей
1. Теория врожденности музыкальных способностей.
Основоположники теории – Г.Ревеш и С.Сишор. По их мнению музыкальность фатально предопределена природой. Это врожденное свойство, которое не поддается развитию, а музыкальное будущее каждого ребенка возможно прогнозировать на основе музыкальных тестов.
2.Социологизаторская теория.
Ее приверженцы убеждены, что к музыке способности имеют все. Неспособность к музыке – исключительно редкое явление. Средняя музыкальная способность так же универсальна как и способность к речи, а музыкальные успехи зависят от условий обучения и воспитания.
3.Диалектическая теория опирается на следующие положения:
· Внутренние предпосылки формирования и развития способностей – задатки
· Ведущий фактор формирования музыкальных способностей – социальные условия
· Музыкальные способности формируются в деятельности
Следовательно, в музыкальном воспитании необходимо включать всех детей в разнообразную музыкальную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4.Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений.
Ниже в таблицах изложен материал (характеристика показателей и уровней), который может быть основой для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет. Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович.
Показатели | Характеристика уровней развития | Характеристика уровней развития музыкального творчества |
1 различает и воспроизводит звуки разной высоты; 2 различает и воспроизводит сильную долю 3 различает и воспроизводит звуки разной силы 4 различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними 5 различает и воспроизводит контрастное настроение музыки 6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество (сжатые синтетические композиции) | Музыкальных сенсорных способностей | Синтетического |
В–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель одновременно со звучанием музыки и показом взрослого, или самостоятельно Д–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель, слегка отставая от показа взрослого, или изредка с ошибками действует самостоятельно С – воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель после показа взрослого, испытывает затруднения при самостоятельных действиях Н – воспринимает и сопереживает образу, но затрудняется в различении и воспроизведении, допускает ошибки после показа взрослого, затрудняется в самостоятельных действиях. | В –преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции Д –При косвенном руководстве проявляет сжатые синтетические композиции С – преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции после показа взрослым Н –Не проявляет даже после показа взрослым. |