Специальные внебюджетные фонды

В финансовой системе зарубежных стран специальные фон­ды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен по разме­ру эти средства приближаются к государственному бюджету страны.

К специальным фондам зарубежом относятся различные ав­тономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фон­ды, специальные сметы и счета. На них возлагаются прежде всего экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии и кредиты предпри­ятиям, а также внешние займы, оказывать социальные ус­луги населению.

Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды – для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам.

Классификация специальных фондов.Такие фонды отличают­ся правовым положением, целями использования.

По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. В государствах с федеративным уст­ройством (США, Канада и др.) члены федерации также имеют право на создание специальных фондов.

Государственные специальные фонды находятся в распоряже­нии центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные, социального страхования и др.

У местных органов власти имеется большое количество ме­стных фондов, среди которых наиболее крупные заемные фон­ды. В Великобритании такие фонды действуют с конца XIX в. и используются для финансирования капитальных вложений.

В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхова­ния, военно-политические, межгосударственные. Рассмотрим основные из них.

1. Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни, например, инвестиционные, конъюнк­турные. Средства таких фондов направляются на финансирова­ние частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в период циклических кризисов. По­мощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льгот­ных кредитов.

В США функционирует фонд перестройки и развития эко­номики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача – страхование банковских опера­ми в интересах частных промышленных компаний. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долл. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большое значение имеют региональ­ные фонды, оказывающие немалую помощь предпринимателям штатов. Каждый штат имеет специальный фонд агентства эко­номического развития, целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме.

Во Франции после окончания Второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономи­ческого и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капи­талов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инве­стиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из инду­стриальных центров в отсталые районы. Средства предоставля­ются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных зай­мов национализированным и частным предприятиям, осуществ­ляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Разнообразные экономические фонды действуют в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных инве­стиций и займов; специальные счета (автономные бюджеты цен­трального правительства и местных властей). Самый крупный фонд – инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для фи­нансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким об­разом инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

2. Развитие научно-технической революции порождает созда­ние научно-исследовательских фондов, используемых для финанси­рования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных цен­тров, осуществляющих разработку фундаментальных исследова­ний. В США действуют два крупных фонда: Национальный науч­ный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС).

Средства ННФ формируются за счет поступлений из феде­рального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов и колледжей. Рас­ходуются средства на финансирование программы в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные достижения, строительство научных центров, подготовку кадров. НФБС предоставляет средства компаниям, проводящим экспе­рименты, и доводит научные исследования до их промышлен­ного и сельскохозяйственного использования.

В Великобритании Фонд национальной корпорации по разви­тию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет до­ходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет Фонду бессрочные авансы и ежегод­ные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На сред­ства Фонда осуществляются исследования, проводимые в лабора­ториях государственных университетов, национальных и частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения.

3. Кредитные фонды – это ресурсы, находящиеся в распоря­жении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования та­кими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны. Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фон­ды Банка Франции, Банка внешней торговли.

В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные в трех важнейших от­раслях – сельском хозяйстве, жилищном строительстве и внешне­экономических связях.

Важное значение для экспорта американского капитала име­ет фонд Экспортно-импортного банка США. Он выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных бан­ков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.

В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпора­ций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (Экспортно-импортного банка Япо­нии, японского Банка развития). Фонды финансовых кор­пораций формируются за счет средств бюджета, а также процен­тов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита.

4. Социальные фонды ресурсы, предназначенные для оказа­ния социальных услуг населению. Рост численности лиц наем­ного труда в результате развития производства, увеличение раз­рыва в интересах различных социальных групп общества, вы­званное НТР, общее старение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального стра­хования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в пять–шесть раз. Рост объема социальных фондов дает возмож­ность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Став­ка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в про­центах независимо от величины дохода. При этом предусматри­вается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей.

В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей – в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максималь­ной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифици­рованных работников в компании, чем выше их заработная пла­та, тем меньше отчислений производят они в социальные фон­ды. Крупные компании платят относительно меньше в социаль­ные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к из­держкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.

В США, к примеру, предприниматели и застрахованные уп­лачивают страховые взносы по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% – на бесплат­ную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка предпринимате­лей равна 8,45% при максимальном облагаемом доходе около 45 тыс. долл., тогда как для застрахованных она – 7,65%.

Фонды социального страхования в ФРГ включают множест­во автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхова­ния – фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др.

В Великобритании функционируют два основных социаль­ных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий.

В Японии четыре крупных фонда: фонд страхования здоро­вья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от произ­водственного травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции наиболее значительными социальными фондами являются фонд страхования по болезни, инвалидности, мате­ринству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; националь­ный фонд помощи безработным.

В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Наибо­лее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кор­мильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся.

Основные средства направляются на выплату пенсий по воз­расту. Во всех зарубежных странах размер пенсий устанавливает­ся в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов.

Так, в США система пенсионного обеспечения была введена законом 1935 г., который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на посто­янно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти.

Источником финансирования является фонд национального страхования, который в США входит в федеральный бюджет.

США – единственная страна, где фонд национального страхования объеди­нен с федеральным бюджетом.

Полная пенсия по старости выплачивается с 65 лет (в со­кращенном размере – с 62—64 лет). Для получения пенсии не­обходимо иметь минимальный страховой стаж, т.е. уплатить страховые взносы в течение 40 кварталов – десяти лет.

Размер пенсии исчисляется исходя из среднего заработка, который был получен застрахованным в возрасте от 22 до 62 лет, за исключением пяти лет с наименьшим заработком. Средний размер пенсии составляет около 40% среднего заработка, для лиц с низким уровнем доходов – 60%. Минимальный размер полной пенсии по старости составил в 1997 г. 1326 долл. в месяц.

Для стимулирования обращения за пенсией в возрасте 65–69 лет пенсия повышается на 0,5% в месяц, т.е. на 6% в год.

Пенсия автоматически индексируется исходя из уровня стоимости жизни. Надбавки на иждивенцев выплачиваются в размере 50% пенсии по старости. Однако максимальный размер данной пенсии в 1997 г. не мог превышать 2322 долл. в месяц.

Пенсионеры в США имеют дополнительные льготы: бес­платную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, крупные пакеты продовольствия, низкую квартплату в пределах 100 долл. в месяц.

5. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого явля­ется урегулирование международной ликвидности в целях рав­новесия платежного баланса, и Мировой банк, предоставляю­щий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей под гарантию правительства стран-членов.

6. Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после Второй мировой войны в результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнер­гетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконку­рентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало ко­лоссальных средств, которые были выделены из государствен­ного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически пе­редовыми, в финансовом отношении – это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного фи­нансового положения государственных предприятий заключает­ся в политике низких цен на их продукцию.

В 1980-х гг. в соответствии с новой экономической и финан­совой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры государственной собственности.