Факторы социализации личности.

Содержание процесса социализации.

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сфе­ры, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности,то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второйпроцесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всex остальных деятельностей. Наконец, третийпроцесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Т.е. происходит процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Вторая сфера — общение— рассматривается в контексте соци­ализации также со стороны его расширения и углубления, коль общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умно­жение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубле­ния общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосозна­нияличности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познава­тельный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведен­ческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека (Столин, 1984). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосозна­ния, состоит в том, что оно не может быть представлено как про­стой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной иден­тичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о нали­чии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосо­знания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приоб­ретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осу­ществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. «Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исклю­чающее ее как «внешнюю», неизбежно заходит в тупик, становит­ся «пустым» понятием» (Кон, 1967. С. 78).

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением инди­вид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

 

Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жиз­ни и деятельности опыта социаль­ного развития и поведения, накоп­ленного человечеством и передавае­мого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окру­жающего мира и общества.

Факторы социализации личности. В самом общем виде фак­торы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, от­ражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, куль­турной и этнической специфики, во вторую — индивидуаль­но-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности раз­вития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализа­ции и развития личности, обусловлен­ные ее проживанием в составе боль­ших социальных общностей.

Страна, государство (в обыден­ном понимании — синонимы) — поня­тия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономичес­ких, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании — синоним государства) — в педагогике и других науках исполь­зуется для характеристики социальных условий формирования и развития лич­ности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биоло­гическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (ком­муникация, социальные отношения).

Мезофакторы — это детерминан­ты социализации личности, обуслов­ленные ее проживанием в составе общ­ностей средней величины.

Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенно­стями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием сво­его единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксирован­ным в самоназвании.

Региональные условия — усло­вия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систе­му, общее историческое прошлое, куль­турное и социальное своеобразие).

Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие соци­ализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуника­ции — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и пра­вовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы — детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в ма­лых группах (семье, трудовом коллек­тиве, религиозной организации или учебном заведении).