Межнациональные отношения в современной России. Чеченская проблема.

1) Распад СССР породил ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений в России. Наиболее остро они проявились в: 1. регионах соседствующих с районами открытых конфликтов (Кавказ); 2. местах сосредоточения беженцев (Кавказ и Предкавказье); 3. территориях с разделёнными народами (Дагестан, Осетия); 4. местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения (Северный Кавказ, Крайний Север); 5. городах-мегаполисах со сложной криминогенной обстановкой; 6. районах с избыточными трудовыми ресурсами (Северный Кавказ, Калмыкия). 7. Попыткой снизить остроту межнациональных проблем, за счёт договорённости с местными национальными элитами стал Федеративный договор (март 1992 г.). Субъекты России получили реальную государственно-политическую автономию, значительный объём полномочий и возможность участвовать в их распределении между центром и субъектами. Однако договор заложил принципы неравенства субъектов Федерации и правового сепаратизма, а Татарстан, Башкирия, Чечня подписали его много позже. 8. С 1996 г. когда была принята концепция национальной политики РФ и разработаны её основные принципы (равноправия субъектов, запрещения ограничения прав граждан по национальному признаку, сохранения государственного единства РФ и т. д.) наблюдается тенденция к уменьшению проявлений сепаратизма в России.

2) С особой силой кризис межнациональных взаимоотношений проявил себя в Чеченской республике. В 1991 г. в результате государственного переворота и установления авторитарного режима, базировавшегося на насилии над гражданами, там возник «вооружённый конфликт». Суть его была в мятеже, поддерживаемом извне исламскими фундаменталистами, ставящем задачей отрыв Северного Кавказа от России и создание на его территории конфедерации ваххабитского толка. С целью подавления «внутренних беспорядков», ликвидации очагов терроризма и угрозы суверенитету и целостности Российского государства и безопасности населения Чечни РФ в 1994 г. ввела на её территорию свои войска. Итогом этого стали 2 «Чеченские войны»: 1. Первая (1994-1996 гг.) закончилась (в результате конъюнктурных интересов власти и отсутствия у неё должной политической воли) так называемыми «хасавюртовскими соглашениями». Их суть была в фактическом признании независимости Чечни. Однако это привело только к дальнейшему нарастанию конфликта. 2. С нападения в весной 1999 г. чеченских боевиков на территорию Дагестана началась «вторая Чеченская война» (1999 – 2000 г.). В результате энергичных действий правительства возглавляемого В. В. Путиным уже к лету 2000 г. фактически вся территория Чечни находилась под контролем федеральных войск. Дальнейшие боевые действия приняли вялотекущий характер и характеризовались попыткой боевиков навязать крупномасштабную партизанскую войну, что однако из-за отсутствия значительной поддержки населения не удалось. После окончания широкомасштабных боевых действий политика федерального центра в Чечне была направлена на: а) восстановление экономики Чечни; б) благоустройство её социальной сферы и возврат беженцев; в) организацию конституционных политических структур республики (принятие Конституции, избрание Президента и т. д.).