ИНДОАРИЙСКАЯ (ВЕДИЧЕСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ХАРАППСКАЯ (ПРОТОИНДИЙСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Я лекция

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНДИИ

 

 

Древние цивилизации Индии:

хараппская (II пол. III – нач. II тыс. до н. э.),

древнеарийская (II пол. II – нач. II тыс. до н. э.),

кушанская (I-III вв. н. э.),

гуптская (IV-VI вв. н. э.),

индусско-буддийская (II-V вв. н. э.).

 

(II пол. III – нач. II тыс. до н. э.)

Локализация хараппской цивилизации – долина Инда.

Возможно, Хараппская цивилизация происходит от дравидов.

Хараппцы, по-видимому, были первыми, кто стал выращивать хлопок, сделали самую совершенную на то время канализацию и ирригацию, были создателями первых в мире портовых сооружений. Они знали письменность, математику, астрономию, календарь и хронологию. Протоиндийский год делился на два полугодия между зимним и летним солнцестоянием. Кроме того, его подразделяли на 6 сезонов – каждый из двух месяцев или четырёх полумесяцев. Выделялись периоды равноденствия. Именно в индской цивилизации стала известна система «лунных стоянок». Существовали каменные астрономические обсерватории.

Основой экономики были морская и сухопутная торговля и поливное земледелие. Основные сельскохозйственные культуры – овёс, ячмень, дыни, хлопок.

Экономическим и политическим центром этой цивилизации был город, в котором находились культовый центр и дворец правителя, зернохранилища и мастерские ремесленников. Население, вероятно, состояло из жрецов, ремесленников и земледельцев. Результаты раскопок говорят о сильном имущественном расслоении, но данных о существовании рабства нет.

Крупные города – до 100 тыс. жителей – Мохенджо-Даро и Хараппа.

У хараппцев возможен был культ матери-земли. Были обожествлены некоторые виды растений и животных. Поклонялись огню и воде. На некоторых печатях изображено трёхликое божество в окружении животных, что напоминает позднейшего бога Шиву.

 

Хараппская цивилизация, предположительно, погибла от природной катастрофы – ухудшение климата, или изменение течения Инда, или наступление джунглей.

 

 

(II пол. II – нач. II тыс. до н. э.)

Локализация древнеарийской цивилизации – верховья Инда и долина Ганга.

Древнеарийскую цивилизацию основали арии, пришедшие в долину реки Инда с севера Евразии.

Арии создали национальные исторические сказания – «Веды». Арии, по-видимому, приручили лошадь, научились выплавлять железо.

Примерно в середине II тысячелетия до н. э. началось постепенное проникновение в Индию индоарийских племен. Середина III тысячелетия до н.э. являлась временем индоиранского единства. Разделение произошло уже после середины II тыс. до н. э., когда одна часть племён обосновалась в Иране, а другая продолжала движение в Индию. Среди индоиранцев получил широкое распространение термин «арья» – «благородный». Им именовали себя члены племён, которым принадлежали власть, привилегированное положение в племенных союзах.

Во II пол. II тыс. – I пол. I тыс. до н. э. арии заселили долину Ганга, покрытую ранее джунглями и болотами. Это было достигнуто благодаря освоению выплавки железа.

Города в долине Ганга возникают достаточно поздно. Ни один из обнаруженных нет оснований датировать ранее VIII в. до н.э. Да и поздние не сравнить по масштабам с Мохенджо-Даро, Хараппой. Имеются данные о существовании профессионального купечества, ростовщиков.

В кон. VI в. до н. э. появились первые предшественники металлической монеты – небольшие бруски серебра с клеймом, удостоверяющим качество.

 

Политическая карта долины Ганга к середине I тысячелетия до н. э. представляла калейдоскоп небольших государственных образований, часто распадавшихся. Наиболее сильными государствами в то время были Магадха и Кошала. Во главе стоял царь (раджа), выступавший верховным распорядителем земли, возглавлявший войско, считавшийся главным защитником «дхармы» – правил добродетельной жизни. Государственный аппарат не отличался особой сложностью. К постоянным должностям можно отнести казначея, военачальника, сборщика налогов, придворного жреца. В источниках есть упоминание и о шпионской службе.

Отсутствие сильной, устойчивой во времени, централизованной государственной власти можно связывать с особенностями общественной структуры индийского общества, для которой присущи жёсткие статусы-сословия (варны, касты). Варновая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, выполняя административно-регулирующие функции в обществе.

 

Термин «варна» характеризуется понятиями «вид», «разряд», «цвет». Варны – замкнутые группы людей, занимающие строго определённое место в обществе; принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась, а браки заключались только внутри варны. Варн было 4: брахманы – жрецы; кшатрии – воины; вайшьи – земледельцы, скотоводы, торговцы и ремесленники; и шудры – рабы и бесправные.

Согласно преданиям, жесткое разделение общества на варны извечно. Из уст первочеловека Пуруши появилась варна брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бёдер – вайшьи и, наконец, из ступней – шудры.

Характерной чертой варновой системы являлось противопоставление трёх высших варн шудрам. Члены трёх высших арийских варн назывались «дваждырождёнными», поскольку в детстве проходили через обряд посвящения, считавшийся равным второму рождению (на шею надевался шнур, материал и цвет которого соответствовали варне). Этот обряд давал право на обучение профессии и занятиям предков, позволял стать домохозяином. Шудры не могли претендовать на право обладания землёй, на занятие ответственных должностей в государственном аппарате.

 

К кон. I тыс. до н. э. произошло сближение двух низших варн и разделение внутри двух высших варн. По мере роста числа брахманов немалая часть их начинает прибегать к занятиям, далёким от традиционных (брахманы – земледельцы, ремесленники, пастухи, лекари, актёры и даже слуги). Происходили изменения и в варне кшатриев. Многие кшатрийские роды хирели; число кшатриев уменьшалось в результате войн; представители варны кшатриев становились тюремными стражниками, телохранителями, а некоторые – даже торговцами и ремесленниками.

Разбогатевшие вайшьи попадали в государственный аппарат в качестве торговых агентов царя, сборщиков податей и др. Состоятельные шудры нанимали слуг из среды «дваждырождённых» и даже брахманов. Интересно, что в целом ряде версий мифа «о четырех веках» есть констатация, что в последний «грешный» век главную роль начинают играть шудры. Вроде бы речь идёт о явном «сгущении красок». Появились даже царские династии из шудр.

Так, к IV в. до н. э. относится возникновение империи Нандов, объединившей все государства долины Ганга и даже Южной Индии. Основателем династии считался Уграсена Нанда, представитель варны шудр.

В рамках варн возникали своего рода «субварны». Жизнь постоянно рождала конфликты, связанные с браками или сожительством членов различных варн, что заставляло вводить разграничение представителей варны на чистых и смешанных, а смешанных – на тех, одним из родителей которых был член более высокой или более низкой варны. В обществе жили стоявшие вне варн рабы-иноплеменники.

 

Образовывались группы людей, занимавшиеся нечистыми работами. Все эти факторы повлияли на возникновение системы каст («джати»), отличавшиеся от варн более мелкой специализацией рода занятий.

Это были корпорации, то есть им была присуща внутренняя организация: органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, правила общения между членами джати, свои обычаи, привычки, украшения. Каста отстаивала интересы своих членов, предоставляла помощь, помогала искать работу. Принадлежность каждого к своей касте определялась рождением и охватывала всю жизнь.

Особо выделялась группа населения, не входившая ни в какие касты – неприкасаемые (уборщики трупов и нечистот, палачи).

Законы Ману – свод правил поведения представителей каждой из варн.

 

Македонское вторжение

В 326 г. до н. э. Македонское войско перешло Инд и разбило царя Пора в битве на берегу реки Гидасп. Истекая кровью, Пор предстал перед Александром Великим и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царём. Александр, восхищённый его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Идти дальше на восток македонские воины отказались, потребовали возвращения домой, и Александр повёл свое войско по течению Инда (по другой версии, в долине Ганга государства уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, на которое Александр Македонский напасть не рискнул).

На завоёванных индийских территориях Александр оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н. э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.