ПРОСТРАНСТВО ЛИСТА

Тела

Трехмерные сети, рассмотренные в разд. 7.4, даже если они были замкнутыми по двум направлениям, были объектами без внутренности. Также не имеют внутренности и выдавленные двумерные объекты (например, цилиндр). Новые объекты, которые рассмотрены в данном разделе, называются телами. Эти объекты имеют внутренность и объем, их можно объединять, вычитать и пересекать как трехмерные множества. Тела получаются в результате использования команд построения стандартных тел (ящиков, конусов, шаров и т. п.), а также как результат вращения, выдавливания областей. Тела можно разрезать на части и получать сечения плоскостями. Над телами возможны операции специального редактирования. Для создания в системе AutoCAD твердотельной модели изделия в начале необходимо мысленно разложить его на простые стандартные составляющие. Затем путем логических операций (объединения, вычитания и пересечения), а также операций редактирования создать объект нужной формы.

В панели инструментов Solids (Тела) собраны кнопки операций построения тел. Эти операции изучаются в данном разделе (кроме трех последних кнопок, которые связаны с работой в пространстве листа).

Первые шесть кнопок этой панели предназначены для построения твердотельных объектов стандартной формы. Этим кнопкам соответствуют следующие команды системы AutoCAD: BOX (ЯЩИК), SPHERE (ШАР), CYLINDER (ЦИЛИНДР), CONE (КОНУС), WEDGE (КЛИН) и TORUS (TOP).

Тела можно строить методом выдавливания или вращения областей. Эти операции выполняются с помощью кнопок и панели инструментов Тела (Solids). Данные кнопки соответствуют командам EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ) и REVOLVE (ВРАЩАТЬ).

В качестве примера рассмотрим построение участка твердотельной трубы с помощью команды EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). Установим на пустом экране в качестве вида юго-западную изометрию. Построим два круга с центрами в начале координат и радиусами 100 и 80. Преобразуем их в области. Из большой области вычтем малую и получим область в форме кольца. Будущую траекторию выдавливания построеним с помощью кнопки панели инструментов UCS (ПСК) - повернем оси на У1Г (до вертикального положения). В новой системе координат построим полилинию из трех сегментов: первый из них является прямолинейным с вершинами в точках с координатами (0,0) и (0,500), второй сегмент — дуговой, касающийся первого и заканчивающийся в точке (100,600), а третий сегмент — снова прямолинейный, касающийся дугового и заканчивающийся в точке (1000,600) (у всех точек координата (равна нулю). Вызовем команду EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). На запрос о выборе объектов укажите область в форме кольца. Следующий запрос: Specify height of extrusion or [Path]: (Глубина выдавливания или [Траектория]:). Выберите опцию Path (Траектория). Далее система выдаст запрос: Select extrusion path: (Траектория выдавливания:).
Укажите полилинию в качестве траектории выдавливания. Команда INTERFERE (ВЗАИМОД) позволяет создать тело, занимающее общий объем двух или более тел. Команде соответствует кнопка панели инструментов Solids (Тела).

Команда SLICE (РАЗРЕЗ), которой соответствует кнопка панели инструментов Тела (Solids), позволяет разрезать тело плоскостью на два тела и, при необходимости, одно из них удалить. Рассмотрим эту команду на примере построенной нами трубы. С помощью команды UCS (ПСК) перейдите в МСК. Щелкните мышью по кнопке и на запрос об объектах выберите трубу. Следующий запрос: Specify first point on slicing plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: (Первая тонка на режущей плоскости [Объект/2ось/Вид/Х¥/¥2/7Х/Зточки] <3точки >:). Нажмите клавишу <Enter>, подтверждая выбор плоскости разреза тремя точками. Далее последовательно следуя запросам, введите следующие точки: (100,-50,100), (-100,80,100) и (300,0,600). Системе теперь необходимо сообщить, какие тела оставить: Specify a point on the desired side of the plane or [keep Both sides]: (Укажите точку с нужной стороны от плоскости [Обе стороны]:). Выберите опцию keep Both sides (Обе стороны). Труба разделится на два тела, причем в одном теле будут две непересекающихся части. Отодвиньте (например, за ручки) одно тело влево.

Над телами можно выполнять операции общего редактирования (удаление, перемещение, копирование и т. п.). В падающее меню Modify (Редакт) входит подменю 3D Operation (3M операции), в котором собраны следующие полезные пункты:

- 3D Array (3M массив) — создание трехмерного массива (команда 3DARRAY (3-МАССИВ));

- Mirror 3D (ЗМ зеркало) — создание зеркальной копии объектов относительно заданной плоскости (команда MIRROR3D (3-ЗЕРКАЛО));

- Rotate 3D (ЗМ поворот) — поворот объектов вокруг произвольной оси в пространстве (команда ROTATE3D (3-ПОВЕРНУТЬ));

- Align (Выровнять) — выравнивание объектов с другими точками или объектами в двумерном и трехмерном пространствах (команда ALIGN (ВЫРОВНЯТЬ)).

В связи с особой организацией твердотельных объектов (примитивов типа 3DSOLID) их ручки нельзя использовать для таких действий, как растягивание, модификация граней и ребер и т. п. Для этих целей предусмотрена панель инструментов Solids Editing (Редактирование тел).

Первые три кнопки панели соответствуют операциям объединения, вычитания и пересечения тел, аналогичным одноименным операциям над областями. Другие кнопки соответствуют опциям команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ):

- — выдавливание граней тела на заданную глубину или вдоль траектории;

- — перенос граней тела на заданное расстояние;

- — равномерное смещение граней на заданное расстояние или до указанной точки;

- — удаление граней тела вместе с сопряжениями и фасками;

- — поворот граней вокруг заданной оси;

- — сведение граней на конус под заданным углом;

- — создание копий граней тела в виде областей или твердотельных оболочек;

- — изменение цвета отдельных граней;

- — создание копий ребер тела в виде отрезков, дуг, окружностей, эллипсов или сплайнов;

- — изменение цвета ребер;

- — создание клейма (нового ребра, являющегося отпечатком другого объекта) на грани;

- — удаление лишних ребер и вершин;

- — разделение многосвязных тел (занимающих несколько замкнутых объемов в пространстве) на отдельные тела (см. пример на рис. 9.90);

- — создание полой тонкостенной оболочки заданной толщины;

- — проверка, является ли объект допустимым телом.

Все эти операции могут быть выполнены также через подменю Solids Editing (Редактирование тел) падающего меню Modify (Редакт). Команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ), выполняющая все перечисленные операции редактирования твердотельных объектов, начинает свою работу с сообщения: Solids editing automatic checking: SOLIDCHECK=1 Enter a solids editing option [Face/Edge/Body/Undo/eXit] <eXit>: (Автоматическая проверка тел при редактировании: SOLIDCHECK=1 Задайте опцию редактирования тела {Грань/Ребро/Тело ACIS/Отменить/ выХод] <выХод>:). Системная переменная SOLIDCHECK, значение которой показывается в первой строке, управляет режимом проверки корректности тел, создаваемых в операциях редактирования. Если значение переменной равно 1, то автоматическая проверка выполняется, если 0 — то не выполняется (тогда проверку надо осуществлять с помощью специального средства команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)).
В первом запросе команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) предлагает четыре опции:

- Face (Грань) — режим редактирования граней;

- Edge (Ребро) — режим редактирования ребер;

- Body (Тело ACIS) — специальный режим работы с телом (проверка, клеймение и т. п.);

- Undo (Отменить) — отмена последней операции редактирования тела;

- eXit (выХод) — завершение работы команды.

В случае выбора опции Face (Грань) система AutoCAD предлагает операции редактирования граней: Enter a face editing option [Extrude/Move/Rotate/ Offset/Taper/Delete/Copy/coLor/Undo/eXit] <eXit>: (Задайте опцию редактирования грани [Выдавить/пеРенести/Повернуть/ Сместить/коНус/Удалитъ/Копировать/Цвет/ Отменитъ/выХод] <выХод >:). В данном списке опций первые восемь соответствуют операциям, связанным с кнопками редактирования граней панели Solids Editing (Редактирование тел), уже рассмотренными ранее. Последние две опции позволяют отменить предыдущую операцию редактирования или выйти из режима редактирования граней. Если в ответ на первый запрос команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) вы выберите опцию Edge (Ребро), то перейдете в режим редактирования ребер: Enter an edge editing option [Copy/coLor/Undo/eXit] <eXit>: (Задайте опцию редактирования ребра [Копировать/Цвет/Отменить/выХод] <выХод>:) В этот момент вам доступны опции копирования ребра (в качестве нового отрезка, дуги, окружности, эллипса или сплайна) или изменения цвета ребра. Если в начале работы команды SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) выбрать опцию Body (Тело ACIS), то система запрашивает: Enter a body editing option [Imprint/seParate solids/Shell/cLean/Check/ Undo/eXit] <eXit>: (Задайте опцию редактирования тела [Клеймить/Разделить/Оболочка/ Упростить/Проверить/Отменить/выХод] <выХод >:). Здесь первые пять опций соответствуют операциям над телами, описанных, в целом, при перечислении последних пяти кнопок панели Solids Editing (Редактирование тел).

 


В предыдущей главе были рассмотрены разнообразные средства создания трехмерных моделей изделий, сооружений и зданий: расположение в различных плоскостях пространства, выдавливание двумерных объектов, каркасное (сетевое) представление и твердотельное проектирование. Все это создавалось в пространстве, которое называется пространством модели. Пространству модели соответствует вкладка графического экрана с названием Model (Модель). В данной главе мы рассмотрим вопросы представления созданных моделей на бумаге с помощью технологии видов. Для такого представления в системе AutoCAD предусмотрено еще одно пространство — пространство листа. В версиях системы, предшествовавших AutoCAD 2000, в рисунке было пространство только для одного листа. В последних версиях системы AutoCAD (в том числе и в AutoCAD 2004) пространству листа соответствуют все остальные вкладки (Layoutl (Лист1), Layout2 (Лист2) и т. д.), кроме вкладки Model (Модель). Поскольку таких вкладок может быть много, а каждая вкладка соответствует одному листу чертежа, то можно называть это пространство пространством листов.